Эпоха Троецарствия

Падение империи Хань на рубеже II-III вв. повлекло за собой глубокие структурные изменения. Рушился имперский порядок – устоявшийся за предшествующие 4 столетия тип государственного и социального устройства, который отождествлялся с понятием цивилизации как таковой.

В политической сфере вехами распада были:

- утрата императором к последним годам II в. реальной власти,

- установление контроля местных лидеров и полководцев над отдельными районами страны,

- постоянные междоусобицы.

Современники воспринимали это как наступление хаоса, "смутного века", "начало всеобщего хаоса и вражды". С падением дома Хань было утрачено и номинальное территориальное единство. На просторах прежней империи образовалось три противостоящих друг другу государства:

1 - Вэй - (220-263) – большая часть Северного Китая – потомки Цао Цао

2 - Шу - (221-265) – юго-запад ----------------------------------------- Лю Бэй

3 - У - (222-280) – юго-восток------------------------------------------- Сунь Цюань

Основатели этих государств пытались организовать управление по имперским образцам: поддерживать представление о сакральности правителя, сохранять названия имперских правительственных учреждений, соответствующий ритуал и т.д. Но их власть приближалась скорее к военной диктатуре, чем к прежним нормативам. Режим жесткой личной власти опирался прежде всего на армии. Причем армии, подчиненные непосредственно правителям. Появление такого рода "личных" армий – характерное явление эпохи перемен. Царство Вэй было самым сильным среди новых государств. Основой его могущества стала система военных поселений, в которых состояло около 80 % податного населения.

Опора на армию и на группировку связанных с правителем личными узами людей вместе с ростом регионализма на местах порождали характерную для всех трех царств непрочность режимов. Внутренняя нестабильность трех царств усугублялась постоянными войнами между ними.

Военная функция в этот период стала в Китае господствующей. В деревнях увеличилось количество военных поселений, крестьяне стремились перейти в дружину "сильных домов", чтобы защитить себя и близких от произвола. Появились и культивировались идея верности и преданности патрону до гроба, культ рыцарской этики. Однако структура китайского общества при этом не изменилась.

Дело в том, что в традиционном китайском обществе статус военного не был почетен: "из хорошего металла не делают гвоздей, хороший человек не идет в солдаты". Военное дело никогда не было в Китае престижным занятием. В отличие от других восточных обществ, от Турции до Японии, включая арабов, индийцев, и многих других с их иктадарами, джагирдарами, тимариотами, самураями и т.п., китайцы никогда не ценили воинов-профессионалов. Их армия обычно набиралась из деклассированных элементов и возглавлялась малообразованными (в конфуцианском смысле) и поэтому не очень уважаемыми обществом военачальниками.

В то же время, в Китае всегда, даже в периоды смут и междоусобиц, высоким социальным статусом и соответствующим престижем пользовались грамотные и образованные конфуцианцы, знатоки истории и ценители поэзии, люди мудрые и ученые, хорошо знакомые с тонкостями нормативной этики и пышного, детально разработанного китайского церемониала. Эти ши превратились в тип духовной элиты страны, в аристократов конфуцианского духа, в конфуцианский генотип, который всякий раз способствовал возрождению китайской империи. Так вот именно благодаря ши китайская империя сохранила устойчивость и не изменила внутренней своей структуры.

Как положительный момент эпохи Троецарствия можно отметить деятельность правителей царства У. Они, в целях защиты от царства Вэй и опираясь на такой стратегически важный рубеж, как река Янцзы, создали речной флот. Одновременно они распространяли свое влияние на юг вплоть до современного Вьетнама.

В процессе борьбы трех государств победа в конечном счете оказалась за преемницей Вэй – империей Цзинь (265-316). В государстве Вэй потомки Цао Цао утратили власть и она была захвачена могущественным вэйским кланом, полководцем Сыма. Еще в 265 г. Сыма Янь присоединил царство Шу, а в 280 г. пало У. Страна объединилась, и казалось бы, вновь возобладал имперский порядок. Но власть захвативших престол полководцев из рода Сыма мало чем отличалась от прежнего: опорой ее были армия и отдельные группировки знати. Пытаясь расширить опору своей власти, Сыма Янь роздал в уделы родичам более 20 областей. Эти местные властители быстро усилились и после смерти Сыма Яня (290) начали междоусобную войну, получившую название "мятежа восьми князей." Единство и относительная стабильность в государстве спустя всего 10 лет вновь были утрачены. Распри и перевороты продолжались до 306 г. Они изнурили и ослабили страну, сделав ее легкой добычей кочевых и полукочевых племен, в начале IV в. хлынувших на северные и западные территорию Китая. В 308 г. предводитель сюнну провозгласил себя императором, а три года спустя конница кочевников захватила и разграбила цзиньскую столицу Лоян. Это событие можно считать концом эпохи древних империй.

Бурные политические перемены III века не могли не отразиться на экономической жизни страны. Первое, что бросается в глаза – это разруха, непосредственное разрушение производительных сил. Более всего пострадали процветавшие прежде центральные районы империи Хань. Войны сопровождались уничтожением городов, разграблением накопленных богатств, угоном и пленением населения, гибелью людей. Побоища влекли за собой голод и эпидемии. Уцелевшие, но разоренные жители массами бежали с насиженных мест, что усиливало запустение, вело к сокращению хозяйственной деятельности на севере и в центральных районах страны.

Однако вряд ли можно однозначно говорить об экономическом упадке в это время. В качестве примера поиска новых форм хозяйственной организации можно привести царство Вэй. Там широко насаждались государственные военные поселения – тунь тянь для обеспечения армии провиантом. Такие государственные, или военные поселения создавались из солдат, а во времена Вэй наряду с солдатами стали вербовать и поселенцев из гражданского люда. Поселенцам предоставлялись земля, орудия труда и иногда – рабочий скот. В среднем им давалось от 10 до 25 му земли (1 му тогда – 4,6 а). Они должны были отдавать от 50 до 60 % урожая, нести караульную службу и сражаться во время войны.

Государственные поселения в сменившей царство Вэй империи Цзинь к охватывали ок.80 % податного населения. Поступления от них в казну стали основным доходом казны. Широко практиковались они и в царстве У. Такая форма организации хозяйства была очень тяжелой для рядовых работников. При организации поселений их принудительно переселяли, привязывали к земле, окружали строгим надзором. Доля отбираемой продукции была очень высока. К тому же администрация, военное начальство эксплуатировало их в свою пользу. Попадавшие в поселения не радовались этому, часто бежали, система постепенно разлагалась. Это побуждало власти искать новые методы налаживания хозяйства. В результате появляется и развивается т.н. надельная система землепользования (чжан тянь, сюнь тянь). Её сущность: за каждым работником закреплялось право на получение участка земли определенных размеров; устанавливались фиксированные налоги, нормы владения землей и подневольными работниками.

Первые проекты введения подобного порядка выдвигались в царстве Вэй в н.III в. Однако декретирована была надельная система в 280 г. указами Сыма Яня.: Все взрослое население от 16 до 60 лет, относимое к сословию лично-свободных простолюдинов, имело право получать наделы земли в собственное пользование: мужчины – 70 му, женщины – 30 му. Кроме того, мужчина еще получал 50 му, а женщина – 20 му урочной, т.е. облагаемой налогами земли. На подростков и пожилых людей выделяли наделы в половинном размере. Т.о., семья могла получить, в зависимости от своего состава, от 170 до нескольких сот му земли. С хозяина брали:

- натуральный налог, составлявший 4 ху зерна (1 ху тогда - 20,23 л) с 50 му земли (средняя урожайность составляла ок. 3 ху зерна с 1 му хорошей земли)

- промысловую подворную подать (тканями домашнего производства в размере 3 отрезов по 9,2 м; тонкого шелка и 3 цзиней (1 цзинь - 223 г) шелка-сырца с каждого двора)

- заставляли отрабатывать на государство определенное количество дней в году.

Чиновники в зависимости от ранга (их тогда было 9) могли получать от 50 до 10 цин земли (1 цин – 100 му) и держать от 53 до 2 дворов освобожденных от обложения работников. От налогов освобождались также родичи чиновников и прямые потомки людей служилого (ученого) сословия. Вопрос, насколько пунктуально соблюдались эти правила и нормы, остается открытым. Наиболее вероятно, что надельная система практиковалась в районах, примыкавших к столице и на землях бывших государственных поселений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: