Младшая династия Хань

Гуан У-ди начал свое правление подавлением движения повстанцев (к 29 г). Но все же мощнейшее в истории Китая движение "Краснобровых" привело к некоторому облегчению положения простого люда.

Конкретные действия Гуан У-ди:

- освободил всех государственных рабов и часть частных.

- приняты меры по смягчению положения оставшихся рабов (отмена клеймения, права хозяина на убийство раба и др.)

- активно восстанавливалась система дамб и ирригационных сооружений.

- упорядочено денежное обращение

- облегчено податное бремя

- поощрялось земледелие и шелководство

- бедноте выделялись на льготных условиях государственные поля, в т.ч. и земли опальных "сильных домов".

Все эти меры дали результаты и экономика страны стала постепенно восстанавливаться. Вслед за ней стабилизировалась внутренняя и внешняя политика, что проявилось, в частности, в отражении набегов сюнну и открытии вновь в 73 г. Великого шелкового пути (он был закрыт в течение 65 лет). Столицей империи стал Лоян (Чанань был сильно разрушен в период восстания "Краснобровых").

Проведенная перепись населения показала прирост – с 21 млн.чел. в начале правления Младшей Хань до 53 млн. чел.

Однако эта стабилизация продолжалась недолго и с начала II в. положение в стране стало заметно ухудшаться. В руках немногих крупнейших землевладельцев вновь стали скапливаться несметные богатства, а масса мелких и средних собственников нищала. Политически упадок династии, как и в эпоху Ранней Хань, выразился в возвышении императорских фаворитов из числа родственников императриц и дворцовых евнухов, что привело к обострению борьбы между этими «временщиками» и регулярным чиновничеством. Социальная база власти неуклонно снижалась, а вместе с тем сокращались и налоговые поступления в казну. Создавшееся положение многие политические деятели рассматривали как катастрофу для государства и связывали ее с распространением т-д отношений. В докладах на высочайшее имя появляются советы запретить деньги и изъять металлическую монету из обращения.

Число налогоплательщиков сокращалось, казна теряла доходы, на оставшихся выпадали более тяжелые налоги и повинности. Сокращение налогоплательщиков не означало их физической гибели, это была гибель "гражданская", т.к. они отдавали себя под покровительство "сильных домов", т.е. частных лиц. Из подданных государства, его свободных граждан, попавшие в зависимость (из-за долгов) люди превращались в лично- и поземельно-зависимых, выпавших из налогообложения. Поместья "сильных домов" все в большей мере становились экономически замкнутыми, т-д отношения пришли в упадок, городская жизнь замирала. В начале 20-х гг. III в. во многих местах монета была отменена, и средством обмена стал шелк или зерно. Из-за дезорганизации центрального аппарата прекращаются регулярный ремонт плотин и уход за ирригационными сооружениями. Бюрократический аппарат, выросший до колоссальных размеров разъедался коррупцией и стал самодовлеющей силой, поглощающей все доходы государства.

В этой обстановке затяжного политического и глубокого социально-экономического кризиса в стране разразилось мощное общественное движение, известное как восстание "желтых повязок". Это движение готовилось планомерно в течение 10 лет религиозной сектой даосского толка "Путь Великого благоденствия". Руководил сектой, а затем восстанием Чжан Цзюэ. В своих проповедях он назвал точную дату - 4 апреля 184 г., когда на земле наступит эра благоденствия. В этот день, по его предсказанию, погибнет "Синее Небо", т.е. династия Хань, и воцарится "Желтое Небо" (т.е. царство справедливости). В качестве символа восставшие носили желтые повязки. Проповедники Чжан Цзюэ действовали по всей территории страны, создали 36 религиозных центров. Проповеди-воззвания обещали всем избавление от страданий и счастье в самом ближайшем будущем. Это, конечно, привлекало толпы восставших. Велась организованная военная подготовка и количество бойцов доходило до 360 тысяч. Есть данные, что 2/3 страны находились под влиянием учения Чжан Цзюэ, поэтому власти опасались арестовывать проповедника, хотя и знали о его роли. Это движение было отлично подготовлено и организовано, в отличие от предыдущих, а также имело свою идеологию. Действия восставших были типичными – громили правительственные учреждения, уничтожали представителей власти как представителей вселенского зла. Это восстание является своеобразным рубежом в истории Китая, т.к. уже к 192 г. можно говорить о фактическом исчезновении единства империи. В течение последующих 30 лет ханьский император находился в ставке полководца Цао Цао, который ловко воспользовался авторитетом ханьского дома, чтобы укрепиться в центральных областях бывшей империи. Формальным завершением Ханьской династии принято считать 220 г., когда Цао Пи, старший сын Цао Цао, заставил ханьского императора отречься от своего титула и провозгласил воцарение династии Вэй.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: