14.1 Банки. Банковская система в РБ.
14.2 Функции Национального и коммерческих банков.
14.3 Денежно-кредитная политика. Понятие «дорогих» и «дешевых» денег.
14.4 Взаимосвязь монетарной и фискальной политики.
14.1 Банки. Банковская система в РБ.
Кредитная (банковская) система — это совокупность кредитно-финансовых учреждений, выполняющих специфические функции по аккумуляции и распределению денежных средств Все входящие в систему учреждения можно разделить на три группы: центральный банк, коммерческие банки и специализированные кредитные институты.
Центральные и коммерческие банки в совокупности образуют банковскую систему страны. Именно она выполняет основное кредитно-финансовое обслуживание хозяйственного оборота.
Среди специальных кредитно-финансовых учреждений можно выделить: кредитные союзы, ссудно-сберегательные ассоциации, инвестиционные компании, ломбарды, лизинговые фирмы и т. д.
Кредитные союзы — это кредитные кооперативы. Их капитал формируется путем оплаты паев, взносов их членов. Свои активы они используют для предоставления потребительских и индивидуальных ссуд путем открытия сберегательных счетов и для предоставления целевых залоговых кредитов. Инвестиционные компании привлекают средства путем выпуска собственных акций небольшого, как правило, номинала. Собранные средства в основном инвестируются в ценные бумаги корпораций, государства. За счет полу-
|
|
ченных на них доходов выплачивается дивиденд на собственные акции. Ломбарды специализируются на выдаче потребительского кредита под залог движимого имущества. Лизинговые компании предоставляют в аренду на определенных условиях движимое и недвижимое имущество (дорогостоящие станки, ЭВМ, портовые краны и т. д.).
Кредитная система включает также небанковские институты, занимающиеся кредитными операциями: страховые компании, пенсионные фонды. Свои свободные денежные средства они используют в основном для финансирования государства, бизнеса путем покупки долгосрочных облигаций или акций.
В Республике Беларусь функционирует двухуровневая банковская система. Начало ее созданию положили законы "О Национальном банке Республики Беларусь", "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь", принятые Верховным Советом в 1990 г. Она включает Национальный банк Республики Беларусь, который является центральным банком страны, и сеть коммерческих банков. Национальный банк разрабатывает и проводит в жизнь денежно-кредитную политику; выдает лицензии и осуществляет надзор за юридическими лицами, занимающимися кредитно-финансовой деятельностью; предоставляет кредиты правительству, местным органам власти и коммерческим банкам; покупает и продает на рынке государственные и собственные ценные бумаги; обслуживает государственный долг и выполняет целый ряд других операций.
|
|
Национальный банк не кредитует непосредственно субъектов хозяйствования. Их кредитно-финансовое обслуживание осуществляют коммерческие банки. Однако следует отметить, что кредитная система Республики Беларусь далека от совершенства: практически нет специализированных банков, неразвита сеть небанковских кредитных институтов, слишком много сравнительно небольших банков и т. д.
14.2 Функции Национального и коммерческих банков.
Особое место в кредитной системе занимает Центральный банк. Он регулирует деятельность всей денежно-кредитной системы страны. В большинстве стран (Германия, Франция) центральные банки являются государственными учреждениями. В некоторых странах они организованы как акционерные общества (США. Швейцария). В основные функции центрального банка входит:
1) разработка и реализация денежно-кредитной политики;
2) эмиссия и изъятие из обращения денег (центральные банки наделены монопольным правом выпуска банкнот);
3) хранение золотовалютных резервов страны и обязательных резервов коммерческих банков;
4) ведение финансовых операций правительства;
5) предоставление кредита коммерческим банкам.
Важнейший элемент кредитной системы — коммерческие банки. Они выполняют до 200 операций. Основными функциями их являются:
1) прием и хранение депозитов вкладчиков;
2) выдача средств со счетов и выполнение перечислений;
3) размещение аккумулированных денежных средств путем выдачи кредитов, покупки ценных бумаг и т. д,
Все крупные коммерческие банки, как правило, являются универсальными, т. е. выполняют все банковские операции для всех клиентов. Существуют и специализированные банки. Они либо обслуживают определенную отрасль, сферу хозяйствования или группу клиентов, либо выполняют небольшое число операций. К ним относятся инновационные, инвестиционные, ипотечные, учетные и депозитные банки и др. Например, инновационные и инвестиционные банки специализируются на аккумуляции денежных средств на длительные сроки и выдаче долгосрочных кредитов. Ипотечные, банки выдают долгосрочные ссуды под залог недвижимого имущества. Учетные и депозитные банки специализируются на осуществлении краткосрочных кредитных операций.
14.3 Денежно-кредитная политика. Понятие «дорогих» и «дешевых» денег.
Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, которые предпринимаются правительством в денежно-кредитной сфере с целью достижения стабильного экономического развития, характеризующегося отсутствием инфляции и полной занятостью. Проводит денежно-кредитную политику Центральный банк страны.
Денежно-кредитное регулирование осуществляется в два этапа. На первом — центральный банк воздействует на объем денежной массы, уровень процентных ставок, на втором - изменения в данных факторах передаются в сферу производства, влияя на объем национального дохода, уровень цен, занятость, темпы экономического развития.
Основными инструментами денежно-кредитной политики являются: 1) операции на открытом рынке, 2) изменение норм обязательных резервов; 3) изменение учетной ставки.
Операции на открытом рынке — наиболее важный оперативный инструмент, с помощью которого центральный банк может влиять на объем имеющихся у банков свободных резервов, а значит, и на предложение денег. Сущность их заключается в покупке-продаже государственных ценных бумаг на рынке. Если центральный банк покупает их, например, у коммерческих банков, то на соответствующую сумму он увеличивает обязательные резервы банков. В результате расширяются возможности создания банками новых кредитных денег, увеличивается предложение денег.
|
|
Чтобы уменьшить количество денег в обращении, центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. При покупке их коммерческими банками он списывает соответствующую сумму с резервных счетов этих банков. Тем самым центральный банк уменьшает их резервы, а значит, и способность создания денег путем кредитования.
Такой инструмент денежно-кредитной политики, как изменения норм обязательных резервов, используется довольно редко. Это сильно действующее средство и его частое применение может негативно сказаться на денежно-кредитной сфере. Как известно, норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов банка и, следовательно, на его возможности создания новых денег. Повышение ее ведет к сокращению избыточных резервов. В этом случае банки могут оставить прежние обязательные резервы, но тогда соответственно сократятся их возможности создания новых денег. Если же банки захотят увеличить свои обязательные резервы, то будут вынуждены часть денег с текущих счетов перевести в обязательные резервы, что уменьшит количество денег в обращении. Следовательно, повышение нормы ведет к сокращению предложения денег, а понижение переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым расширяет возможности банков к кредитованию, т. е. увеличивает предложение денег.
Изменение учетной ставки — старейший метод денежно-кредитного регулирования. В его основе лежит возможность выдачи ссуд центральным банком коммерческим. Предоставляя ссуду, центральный банк увеличивает резервы коммерческого, которые тот использует для выдачи кредита предпринимателям, населению. За ссуду коммерческий банк платит процент. Ставка процента называется учетной. Центральный банк может изменять ее. Повышение учетной ставки приводит к тому, что ссуды центрального банка становятся менее привлекательны для коммерческих. Они заимствуют меньше средств, что замедляет темпы роста денежной массы. Снижение учетной ставки побуждает коммерческие банки увеличивать свои избыточные резервы за счет средств центрального банка. Это расширяет их возможности к кредитованию и, следовательно, увеличивает предложение денег.
|
|
Помимо общих инструментов денежно-кредитной политики существуют и селективные. Они направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования. К ним можно отнести ограничение размеров кредита для отдельных отраслей; изменение условий выдачи потребительских, ипотечных ссуд и т. д. Следует подчеркнуть, что центральный банк использует совокупность инструментов при реализации денежно-кредитной политики,
В зависимости от состояния экономики страны проводится политика "дорогих" или "дешевых" денег. В период инфляции центральный банк осуществляет политику "дорогих" денег (политику кредитной рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег (или уменьшения темпов роста денежной массы). Для этого центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку.
Политика "дешевых" денег (экспансионистская денежно-кредитная политика) проводится в периоды спада производства, когда необходимо стимулировагь деловую активность. Она заключается в увеличении предложения денег; центральный банк покупает государственные ценные бумаги у коммерческих банков, населения; снижает резервную норму; понижает учетную ставку.
Национальный банк Республики Беларусь в настоящее время проводит политику "дорогих" денег. В условиях инфляции она направлена на постепенное снижение темпов роста уровня цен, стабилизацию курса белорусского рубля по отношению к доллару; активизацию инвестиционного процесса, обеспечение кредитной поддержки приоритетных направлений развития экономики страны.
4.4 Взаимосвязь монетарной и фискальной политики.
В движении общественного продукта монетаристы акцент делают на деньги. Основополагающим условием монетаризма является уравнение обмена, имеющее вид MV = PQ, где М - предложение денег; V - скорость обращения денег, точнее скорость оборота одноименной денежной единицы в течение года; Р - уровень цен или, вернее сказать, средняя цена, по которой продается единица физического объема производства; Q - физический объем произведенных товаров и услуг. Что-то аналогичное есть и у кейнсианцев: Са + Ln + Xn 4 + G = ЧНП, где Са + Ln +Xn + G - совокупные расходы; ЧНП - чистый национальный продукт или объем производства в стране. Приведенное кейнсианское уравнение легко преобразуется в монетарист-ское уравнение, ибо MV является эквивалентом Са + Ln + Xn + + G. Что касается ЧНП, известно, что он представляет собою сумму физического объема производства различных товаров и услуг (О), умноженную на соответствующие им цены (Р). Значит ЧНП = PQ. и соответственно равны кейнсианское и монетаристское уравнения. Различие состоит в сущности проблемы: кейнсианское уравнение отводит деньгам второстепенную роль, а монетаристы именно в денежном предложении видят единственный важный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Следует одновременно конкретизировать, что монетаризм входит органическим звеном в классическую теорию совокупного спроса.
Как и классики в целом, монетаристы считают, что скорость обращения денег стабильна, она меняется, но постепенно и предсказуемым образом, а это говорит о том, что производство и спрос могут уравновешиваться между собою. Поэтому, если деньги разумно инвестировать в производство, то за этим последует расширение спроса. Деньги в силу этого являются решающим фактором экономической активности и уровня цен. У них денежные предложения - «причина», а ВНП - «следствие».
С точки зрения кейнсианцев, скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке процента и обратно пропорционально предложению денег. Скорость обращения денег колеблется как в течение цикла, так и в длительной перспективе. Отсюда вывод; связь между изменением денежного предложения и последующим изменением ЧНП слаба и сомнительна. Гораздо более мощным средством стабилизации экономики кейнсианцы считают фискальную политику. Монетаристы абсолютно отвергают ее в качестве регулирующего фактора производства. Безрезультатность фискальной политики, по их мнению, обусловлена эффектом вытеснения. Суть его трактуется так: государство посредством налогов или через государственные займы изымает деньги у населения, тем самым оно вступает в конкурентную борьбу с частным бизнесом за инвестиционные фонды, вытесняет частный сектор из сферы инвестиций, а значит и бизнеса. Кейнсианцы не признают это вытеснение значительным для экономического развития и роста чистого национального продукта. Таково в общих чертах различие между монетаристской и кейнсианской концепциями роли денег в экономике.