Решение проблем

На этой стадии определяются проблемы и ставятся реалистичные цели. Подростков учат купировать негативные реакции, используя активное действие, а не избежание. Два терапевта разыгрывают ситуацию, столкновение с которой в реальной жизни вызывает тревогу. Они вербализуют спонтанно возникающие мысли и рациональные реакции, чтобы смоделировать стадии когнитивной реструктуризации. Один терапевт вербализует спонтанные мысли, а другой выступает как «оппонент»:

Сцена: Вас вызвали к доске, чтобы вы в присутствии всего класса рассказали выученный урок.

T1: «О нет, у меня ничего не получится!»

Т2: «Возьми себя в руки, успокойся, остынь. Не допускай мрачных мыслей».

Т1. «Все будут на меня смотреть. Я провалюсь».

Т2: «Им тоже придется выходить к доске. Мы все немного нервничаем».

Т1. «Что я скажу? Я не могу сосредоточиться!»

Т2: «Я могу хорошо ответить. Я знаю этот материал».

Т1. «Мое сердце не выдержит. Мне станет плохо».

Т2: «Я немного нервничаю, но это пройдет. Все будет в порядке».

Т1. «Наконец-то все закончилось. Следующий раз у меня, наверное, не получиться так хорошо ответить».

Т2: «Здорово! У меня получилось! Все было хорошо. Я сделал это!»

(Адаптировано из Albano et al., 1991).

Затем терапевты обсуждают разыгранную сценку с участниками группы, предлагая подросткам вспомнить, как они вели себя в подобных ситуациях.

Внешнее воздействие.

На этой стадии подростки составляют иерархию социальных ситуаций, связанных со страхом и избежанием. С учетом этой иерархии моделируется внешнее воздействие. Члены группы и терапевты разыгрывают определенные ситуации. Внешнее воздействие направлено на устранение реакции избежания и осмысление собственного тревожного состояния. Основная цель внешнего воздействия — убедить подростков в том, что тревога исчезает, когда ситуация становится привычной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: