Понимание

Литература по консультированию и психотерапии изобилует призывами «понять» клиента; однако эту концепцию редко разъ­ясняют через термины поведения. Как представляется, эффек­тивные консультанты способны лучше понимать своих клиен­тов, нежели неэффективные — по крайней мере, судя по результа­там нескольких исследований [97,98,141]. Портер [238] проводит полезное различие между пониманием диагностическим и пони­манием психотерапевтическим. Диагностическое понимание под­разумевает рассудочное описание поведения клиента. Примером здесь служит полученная с помощью тестирования или наблюде­ний информация для диагностических заключений впрофориен-тационных консультациях. Как и можно было ожидать, этот ас­пект понимания помогает консультанту предсказывать, каким окажется наблюдаемое поведение клиента или его самоописание. Таким образом, критерием диагностического понимания консуль­танта выступает его способность описать, интерпретировать и предсказать поведение клиента.

Психотерапевтическое понимание подразумевает эмоцио­нальный отклик со стороны консультанта, благодаря которому клиент ощущает, что его понимают, признают и сочувствуют ему. Установки при терапевтическом понимании сводятся ктому, что консультант смотрит на клиента так же, как тот смотрит на себя.

Психотерапевтическое понимание выглядит почти несвязан­ным с таким обстоятельством, как знание своего клиента кон­сультантом [100]. Хорошо зарекомендовавшие себя психотера­певты, хотя и не оказались способны предсказать самоописа­ние своих клиентов намного лучше, нежели психотерапевты посредственные [98,190], получали заметно более высокиеоцен-ки за свою способность установить и поддерживать теплые, при­язненные взаимоотношения с клиентами. В этом аспекте од­ним из значительных результатов Фидлера [48] стало выявление достаточно полного согласия между собой высококвалифи­цированных терапевтов, представляющих три разные школы пси­хотерапии, по поводу того, как выглядят идеальные психотера­певтические взаимоотношения. Высококвалифицированные те­рапевты различных школ были в большей степени согласны друг с другом в вопросе определения этих идеальных взаимоотноше­ний, нежели каждый из них оказался согласен с неквалифициро­ванным представителем своей же психотерапевтической школы. Если результаты Фидлера действительно валидны, то представ­ляется, что терапевтическое понимание имеет тесную связь с те­рапевтической компетентностью.

Итак, концепцию «понимания» следует трактовать как в диа­гностическом, описательном, прогностическом смысле главы 5, так и в терапевтическом смысле, рассматриваемом в данной гла­ве. Для успешной работы консультанту, очевидно, необходимы оба типа понимания. Однако консультант может обнаружить, что попытки реализовать оба типа понимания наталкиваются на се­рьезные препятствия. В самом деле, распространена тенденция, чрезмерно сосредоточиваясь на когнитивных аспектах проблем клиента, упускать из виду неявные сопутствующие его затрудне­ния и нерешительность. Например, когда рассматриваются со­ображения клиента по поводу предпочтения должности учителя или брачных перспектив, консультант может упустить потреб­ность в доминировании над детьми при выборе профессии или крайнюю потребность в зависимости, обусловливающую выбор супруги.

Тем не менее, в процессе консультации (а не психотерапии) у психолога может возникнуть соблазн игнорировать когни­тивные аспекты проблемы «здесь и сейчас» и сосредоточить внимание на чувствах клиента. В некоторых случаях нужно больше заниматься вопросами реального выбора клиентом про­фессии, а не изощренными чувствами его родителей, обуслов­ленными компенсаторным стремлением к «успеху в жизни». Особенно это относится ко многим школьным консультантам и кураторам, профессиональное положение которых связано с вопросами планирования образования и выбора профессии. Мы уверены, что успешно работающий психолог-терапевт об­ладает способностью сохранять гармонию двух типов понима­ния и знает, когда один из аспектов понимания становится важнее другого.

И в довершение, состояние оптимального настроя предпола­гает, что консультант осведомлен особственных проблемах и сла­бых сторонах. Разнообразные проблемы, увиденные или не заме­ченные у клиента, особенности диагностического подхода, обна­руженные черты тревожности — все это слишком часто является проекциями собственных неосознанных и не понятых проблем и тревог консультанта. Такая опасность требует от консультанта готовности постоянной внимательно анализировать собственное состояние. Если консультанта мучает собственная серьезная про­блема, он должен воздерживаться от консультаций, пока не смо­жет ее решить. Это утверждение не означает, что у консультанта вообще не должно быть никаких проблем, но он должен осозна­вать их и помнитьотом, что в процессе взаимодействия возможно обострение его проблемы. Другие особенности этого аспекта по­нимания в консультационных взаимоотношениях будут рассмо­трены в разделе о контрпереносе главы 8.

Внутренняя система отсчета. Еще одна полезная концепция для понимания клиента и для помощи консультанту или психо­терапевту в усвоении основных установок — это концепция вну­тренней системы отсчета [250, 237]. Определяется эта концеп­ция через усилия консультанта воспринимать клиента и мир глазами самого клиента. Последнее означает стремление думать вместе с клиентом, а не за него или о нем. Под системой отсчета понимается только точка зрения, позиция для наблюдений. Ро­джерс [249, р. 35] приводит пример размышлений консультан­та, когда он принимает на себя такую роль:

«Чтобы помочь тебе, я забуду о самом себе — о своем "Я", каким оно бывает в повседневных взаимодействиях, — и войду в твой мир восприятия настолько полно, насколько смогу. В каком-то смысле я стану для тебя твоим вторым "Я" — alter ego твоих внутренних установок и чувств, безопасной возможностью для тебя яснее познать себя, вернее и глубже почувствовать самого себя, сделать более осмысленный выбор».

Пример мышления консультанта во внешней системе отсчета может быть таким: «Чем вызваны эти затруднения, и почему он так озабочен своими супружескими проблемами?». Консультант думает: «У этого парня серьезные трудности. Я должен выяс­нить, в чем дело, и постараться помочь ему спасти свой брак». Примером мышления во внутренней системе отсчета стало бы: «Ты понимаешь, что все это очень неприятно, и ты намерен в связи с этим что-то предпринять». Консультант думает: «Я должен попытаться понять, как он смотрит на эту проблему, и помочь ему прояснить его мысли по этому поводу, чтобы он смог принять ре­шение, которое оказалось бы приемлемым для всех заинтересо­ванных лиц».

Чтобы помочь читателю осмыслить проблему перехода во внут-реннююсистему отсчета клиента, мы воспроизвели нарис. 16одну из опубликованных ранее диаграмм [277]. В фазе 1 клиент и кон­сультант находятся в ситуации повседневных социальных взаи­модействий, когда Ослушает, а Сговорит. Восприятие формиру­ется, в основном, на базе уникального пережитого опыта каждого из участников. Каждый движется по своей дорожке опыта, как указано для фазы 3. Нередко консультант, для которого харак­терна настройка на внешнюю систему отсчета, старается убедить клиента перейти на его дорожку — посмотреть на вещи его глаза­ми. При определенных обстоятельствах это может быть вполне оправданной целью; однако это не обязательно помогает понять клиента.

А когда консультант сам переходит во внутреннюю систему отсчета, он пытается настроить свои перцепционные структуры также, как они настроены у клиента, что изображено в виде фазы 2 нарис. 16. Фаза 4 иллюстрирует то, что происходит, когда кон­сультант пытается перейти в систему клиента. Он старается, хотя бы на время, думать и чувствовать так же, как клиент. Мы увере­ны, что эти усилия необходимы для того, чтобы понять, какой видит свою ситуацию клиент.

Научиться переходить во внутреннюю систему отсчета и ос­таваться в ней — трудность особая. При размышлениях о при­чинах этой трудности можно рассмотреть следующие сообра­жения: главным препятствием выступают внутриязыковые ба­рьеры. Когда взрослый человек старается понять подростка или ребенка, когда вермонтец пытается постичь специфический жаргон техасцев, выясняется, что одни и те же знаки имеют для разных людей разный смысл. Это семантическая проблема, и ей в последние годы уделялось немало внимания в литературе о коммуникации между людьми.

Биологические различия, очевидно, являются еще одним препятствием. Легко представить себе трудности, возника­ющие, когда мужчина пытается перейти во внутреннюю си­стему отсчета женщины и vice versa (лат. — наоборот. — Прим. перев.).

Социально-экономические различия зачастую создают для консультанта и клиента изолированные семантические миры. Например, консультанту, имеющему за плечами пять-восемь лет учебы в университете, трудно перейти в систему отсчета тех, кто практически не получил формального образования. Таким образом, глубокое понимание социально-классовых различий и их значения должно быть предусмотрено в про­грамме подготовки каждого консультанта. Множество сви­детельств потребности в таком типе понимания встречается в исследованиях, которые провели Хевигерст [140], Уорнер [312] и Постман [239].

С культурными различиями связаны различия в жизненном опыте. Консультант, жизненный опыт которого сильно отли­чается от опыта клиента, способен рассмотреть мир клиента лишь смутно, через призму собственной системы отсчета. И наконец, разница в возрасте настолько затрудняет понима­ние, что человек, многое на своем веку повидавший, никак не может проникнуться всей важностью конфликтов и огорчений юности. Учителя, например, часто не помнят, каково живется школьнику.

Надеемся, в нашем кратком анализе проблем перехода во вну­треннюю систему отсчета клиента удалось подчеркнуть необхо­димость для консультанта постоянно и упорно стремиться ктому, чтобы расширить свой жизненный опыт и постояннозадаватьсебе вопросы: «Как он смотрит на эту проблему?», «Что он думает и чувствует по этому поводу?», «Что он хочет этим сказать?». Такая попытка понять клиента с помощью перехода в его внутреннюю систему отсчета окупается сторицей — благодаря улучшению вза­имоотношений и большей адекватности реакций консультанта на мысли и чувства клиента.

Эмпатия — это еще один путь к пониманию. Эмпатия ассо^ циируется с немецким словом einfulung, которое буквально оз­начает «вчувствоваться». Примером может служить реакция бо-лельщиков, когда прыгун в высоту пролетает над планкой. Все дружно выдыхают «а-ах» и подаются вперед, как только прыгун взмывает ввысь. Игроки в боулинг часто испытывают сходные ощущения, когда сочувствуют катящемуся шару. Точно так же консультанту свойственно чувствовать переживания клиента, о, которых тот рассказывает. Хотя способность к эмпатии помога-; ет консультанту оставаться во внутренней системе отсчета, чрез-* ) мерная эмоциональная вовлеченность таит в себе некоторые! опасности, о которых мы уже упоминали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: