Окончание диалогового блока

Диалоговый блок можно завершить с помощью описанного ранее обобщающего отображения чувств, в котором консультант увязывает воедино разрозненные нити нескольких родствен­ных идей. Общий итог такого обобщения состоит в возникнове­нии у клиента ощущения законченности и достигнутого прогрес­са, после чего он обычно переходит к следующей теме. Консуль­тант должен почувствовать, когда клиент готов к такому обобщению, помня, что это действие при ведет к перемене темы.

Второе средство для окончания диалогового блока — это ме­тод закупоривания '. Он сводится к пресечению потока слов или чувств, но таким образом, чтобы клиент не прекратил говорить совсем, не слишком задерживал общий прогресс и не почувст­вовал себя отверженным. Консультант зачастую видит, что кли­ент, чем глубже погружается в свои чувства, тем больше диском­форта испытывает или тем больше внутренней раздвоенности проявляет. Если консультант считает, что система защиты кли­ента не настолько сильна, чтобы его предохранять, он помогает клиенту восстановить защиту с помощью техники закупорива­ния. Он поступает так в надежде, что это временное вспомога­тельное средство, и что позднее у клиента проявится больше готовности к тому, чтобы подступиться к своей основной про­блеме.

Техника закупоривания сводится к замене темы на что-ни­будь менее интенсивное, но все же продвигающее беседу вперед. Можно вернуться к одной из недавно обсужденных тем, к ис­ходной симптоматике или перейти к новой теме, менее напря­женной. Снижая опережение клиента консультантом и общий темп беседы консультант зачастую снижает у клиента диском­форт, сопротивление или нежелательные чувства по отношению к консультанту. Консультант может снизить темп, делая более частые и продолжительные паузы. Чтобы «закупорить» иссле­дование, которое стало чересчур интенсивным, он может умен­ьшить частоту сеансов. В консультационной и психотерапевти­ческой практике хорошо известно, что интенсивность взаимо­отношений прямо зависит от количества бесед в месяц. Консультант, например, может предложить клиенту встречаться раз в две недели, а не еженедельно. Иногда подбадривание, го­ворящее, что времени для проработки проблемы очень много, по-

___________

1 Термин, который использует профессор Роберт А. Гуд, сравнивая всплеск эмо­ций с нефтяным фонтаном. Последующее снижение эмоционального накала сравнивается с «закупориванием скважины».

могает снять у клиента ощущение напряженности. Увеличе­ние доли высказываний консультанта оказывает на коммуни­кацию со стороны клиента «отключающее» действие, тем са­мым предотвращая углубление его погруженности в свою про­блему.

Могут также быть моменты, когда качество взаимоотноше­ний таково, что консультант имеет возможность применить для завершения темы прямую интерпретацию. Например, так: «Ка­жется, этот вопрос вас слишком волнует. А что, если нам на вре­мя оставить эту тему и поговорить о том, чем вы собираетесь заняться после получения диплома?». Клиенту, возможно, по­требуются дополнительные объяснения по поводу перемены темы, а"также заверения, что к данной теме он сможет вернуть-, ся позже.;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: