Процесс интерпретации в системе конструктов Келли

Важное значение для исследования базовых процессов интер­претации имеют работы Джорджа Келли [165]. Келли считает, что интерпретируемый материал является личностным конструктом, который для человека служит чем-то вроде прогноза и который он использует при осмыслении событий своей жизни или прожитого опыта. Келли рассматривает интерпретацию как процесс, входе которого события прожитого опыта сравниваются с конструкта­ми и противопоставляются им. Для пояснения этого процесса Келли предлагает воспользоваться иллюстрацией «репертуарной решетки», приведенной на рис. 20.

Относительно рис. 20 следует отметить, что конструкты здесь упорядочены по строкам, а события — по столбцам. В конеч­ном счете образуются четыре квадранта; квадрант слева вверху состоит из старых конструктов и старых событий; квадрант спра­ва вверху состоит из нового опыта применительно к старым кон­структам; квадрант внизу слева состоит из новых конструктов, рассматриваемых в терминологии старых событий; и наконец, в квадрант внизу справа входят новые события, интерпретируе­мые в свете новых идей или конструктов. Келли уверен, что ме­тоды интерпретации наиболее эффективны именно в этом, по-

События

(Ребенок в противо­поставлении мужчине)

(Пассивность)

(Конструкты)

Старые конструкты

Старые события

Новые конструкты

Старые события

Старые конструкты

Новые события

Новые конструкты

Новые события

Рис. 20. Репертуарная решетка Келли. Адаптировано из работы Келли [166а, р. 28]

следнем квадранте. Процесс интерпретации в системе Келли пред­полагает пять основных шагов.

1. Семь базовых вопросов. Клиент делает обобщения относи­тельно себя самого, которыми пользуется как конструктами для предсказания событий в своей жизни и своего поведения. На­пример, у него может возникнуть ощущение своей неадекват­ности, которое приводит его к предсказанию неудачи при вы­полнении задач. Если какой-то конструкт не соотнесен с собы­тиями жизни, он лишен смысла. Келли [166, р. 2] предлагает семь базовых вопросов, с помощью которых терапевт может уточнить конструкт или жалобу клиента.

1) В чем трудность?

2) Когда она была впервые замечена?

3) При каких условиях она была впервые замечена?

4) Что было в связи с этим сделано?

5) Какие изменения появились благодаря предпринятым усилиям или с течением времени?

6) При каких условиях это наиболее заметно?

7) При каких условиях это наименее заметно?

В терминологии «репертуарной решетки» эти семь вопросов и составляют вертикальные столбцы на рис. 20.

Перечисленные семь вопросов используются для того, что­бы получить от клиента высказывания о значимых событиях в его жизни. Эти и другие события затем могут быть схематиче­ски представлены столбцами в репертуарной решетке. Столб­цы, в свою очередь, соотносятся друг с другом посредством кон­структов, с которыми их связывают, чтобы придать им психо­логический смысл. Келли приводит следующий пример:

«Допустим, мы впишем простой, в одно предложение, ответ на каждый из семи вопросов. Клиент говорит, что ощущает свою неадекватность — это его ответ на вопрос "трудности". Впервые он заметил это, когда учился в девятом классе — таков его ответ на второй вопрос. Далее, в том году его одноклассники начали ходить на свидания. Время от времени он находил утешение у своих учителей. Он все скептичней смотрел на возможности своей профессиональной карьеры. Коль скоро кто-то проявлял к нему осо­бое участие, дела шли не так уж плохо. Но как только ему приходилось дей­ствовать сугубо самостоятельно, сразу выяснялось, насколько же он в дей­ствительности неадекватен» [166, р. 3].

2. Соотносимые столбцы. Келли переходит к своему второму шагу интерпретации:

«Получив исходные ответы на наши семь базовых вопросов, мы теперь располагаем материалом, который можем анализировать вместе с жало­бой; это значит, что в нашей репертуарной решетке мы имеем наряду со столбцом жалобы еще шесть столбцов и можем приступить к решению во­проса, какая связь существует между столбцами. В чем сходство и отличие между тем, что его одноклассники начали ходить на свидания, и тем, что он находил утешение у внимательных учителей? Какое может быть сходст­во и отличие между перспективами профессиональной карьеры и тем, что кто-то проявляет особое участие к нему? Как эти конструкты соотносятся с чувством неадекватности?» [166, р. 3].

Следует отметить, что система сравнения различных собы­тий по Келли может включать в себя метод, который мы назва­ли «отражающей интерпретацией». Помещая высказывания клиента в те или иные столбцы, он тем самым помогает клиенту взглянуть на свои жалобы в разные моменты времени, то есть применяет метод смежного отражения.

3. Уточнение конструктов. Третий шаг в системе Келли требу­ет, чтобы психотерапевт сосредоточился на конструктах, соотно­симых с событиями в жизни клиента. Этот процесс дополняет решетку нарис. 20 по вертикальной оси. Келли рассматривает кон­структы как дихотомии, черно-белые оценки, относящиеся кжиз-ни, поскольку каждый поведенческий акт выражает одновремен­но утверждение и отрицание. Келли прибегает к такому примеру: «Время от времени он ищет утешения у своих учителей, и это вы­глядит совершенно иначе, нежели поведение ребенка, подбегаю­щего к матери, а гораздо больше похоже на исполнение роли муж­чины-партнера для своих сверстниц» [166,р. 3]. Здесь терапевт ис­пользует конструкт «испуганный ребенок в противопоставлении мужчине-партнеру», чтобы понять, как это связано с другими со­бытиями. Сформированием каждого дополнительного конструкта в решетку добавляется новая строка.

4. Интерпретационное расширение. Четвертый шаг состоит в том, чтобы проанализировать столбцы в терминах конструктов строк. В такой системе отсчета интерпретация определяется как приложение идей или конструктов к новым событиям, то есть переход к правым квадрантам нарис. 20. В конце концов, когда клиент связывает между собой конструкты и события, новые конструкты распространяются на новые события. Келли иллю­стрирует этот процесс следующим образом:

«Да, все это время мы говорили о пассивности, и я, конечно, понимал, что, когда я делаю то-то и то-то, это и есть та самая вещь, которую мы назы­ваем "пассивностью". Но знаете, вчера вечером я разговаривал со своими приятелями, и вот тут она стала видна, она стала очевидна, мой грех — пас­сивность!... И не только в этом дело, но еще и в том, что "пассивность" — не просто термин для описания моего поведения; это именно то, что я, я сам, делаю. Это игра, в которую я всегда играю, в какие бы затруднения ни попал» [166, р. 11].

5. Оценивание. Пятый шаг в системе Келли заключается в оценивании, которое подразумевает проверку конструктов по­средством использования их в качестве прогнозов:

«Если они оказываются неудачными, человек должен вернуться к сво­ему левому нижнему квадранту и заново проанализировать события, кото­рые внесли в его жизнь хаос. Наш клиент после вспышки инсайта может обнаружить, что его представления о пассивности еще не указывают на последующие события с той определенностью, с которой должны бы были» [166, р. 12].

Мы полагаем, что система интерпретации Келли заслуживает внимания в качестве процесса описания рабочих, гипотетичес­ких конструктов, относительно которых могут быть собраны факты и на основе которых могут быть выдвинуты и проверены про­гнозы. Мы полагаем, что системы репертуарной решетки Келли не обязательно придерживаться жестко, однако она может дать общую руководящую схему для психотерапевта в его терапевти­ческом путешествии с клиентом. Интересующийся читатель смо­жет найти полное описание системы конструктов Келли в его двух­томном труде [165]. Модель Келли вполне согласуется с нашей модельюличности, представленной в главе 2. Например, конст­рукты у Келли могут быть периферийными (те, которые можно изменить, не прибегая к серьезной модификации) или же ядер­ными (те, которые управляют у клиента процессами самоподдерж^ ки и оценки) [165, р. 565].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: