Анализ большого количества супружеских конфликтов приводит к выводу, что основной проблемой в браке является недостаток здравой самооценки у одного или обоих партнеров.
Неверность часто является симптомом отсутствия у одного или обоих супругов понимания ценности собственной личности. Как правило, супруг, не ощущающий позитивной оценки или любви со стороны своего мужа или жены, ищет во внебрачной связи доказательств своей способности вызывать любовь. Однако, как отмечают консультанты, одно исключение третьей стороны из любовного треугольника не способствует решению проблемы. Требуется терапия, которая может помочь индивиду определить причины, приведшие к недостатку любви к себе, и развить чувство собственной ценности и самодостаточности. В случае успеха пациент будет в состоянии увидеть невротические потребности, удовлетворения которых он искал во внебрачной связи, и высказать свою враждебность к супругу, вызванную тем, что его не любят. В ответ на это другой супруг, как правило, осознает свою зависимость от изменившего партнера. В конце концов, после проработки невыраженных и неосознанных зависимостей, отношения супругов начинают улучшаться. Улучшение, однако, приходит после концентрированной работы терапевта с эго и системами самости клиента.
Хорни [150, р. 283—284] описывает многочисленные факторы, входящие в состав реакции на неверность. Консультанту часто приходится иметь дело с «пострадавшей стороной». В нижеследующем отрывке отмечается, что может стоять за реакцией «невиновной стороны» на измену:
«1) ее гордость может быть задета тем, что супруга может привлекать другая женщина, помимо нее самой;
2) для нее может быть невыносимым тот факт, что супруг может ускользнуть от ее контроля и доминирования;
3) произошедшее могло вызвать страх быть покинутой;
4) она может быть недовольной браком по причинам, которые ей неизвестны, и может использовать данное происшествие как оправдание для того, чтобы выразить подавленную обиду, и таким образом бессознательно мстить супругу;
5) она может испытывать влечение по отношению к другому мужчине и возмущаться тем, что ее супруг позволил себе такую степень свободы, в которой она себе отказывала».