Любое управление начинается со сбора информации. Согласно ст. 159 Экологического кодекса РК экологическая информация включает в себя сведения и данные о: 112
1) состоянии окружающей среды и ее объектов;
2) факторах воздействия на окружающую среду, в том числе о ее загрязнении;
3) программных, административных и иных мерах, оказывающих или способных оказать воздействие на окружающую среду;
4) экологических нормативах и экологических требованиях к хозяйственной и иной деятельности;
5) планируемых и реализуемых мероприятиях по охране окружающей среды и их финансировании;
6) деятельности, оказывающей или способной оказать воздействие на окружающую среду, процессе принятия решения и результатах инспекторских экологических проверок по ней, в том числе рассмотренные при этом расчеты, анализы и иные сведения, касающиеся окружающей среды;
7) воздействии состояния окружающей среды на здоровье, безопасность и условия проживания населения, объекты культуры, здания и сооружения.
Экологическая информация может быть выражена в письменной, электронной, аудиовизуальной или иной форме.
От функции сбора экологической информации, ее анализа и оценки производными являются две функции, которые на сегодняшний день стали самостоятельными: учет природных ресурсов и ведение государственных кадастров природных ресурсов; государственный экологический мониторинг.
2. Организация государственного учета природных ресурсов и ведение единой системы государственных кадастров природных ресурсов. По сути, учетные данные также составляют экологическую информацию. Учет и регистрация природных ресурсов являются предпосылкой для организации управления в данной области. В качестве особенностей учета природных ресурсов можно назвать: а) учет осуществляется в государственных кадастрах природных ресурсов, которые представляют собой систематизированный свод информации о количественных и качественных показателях природных ресурсов; б) учет, как правило, осуществляется в натуральной форме, а не в денежной оценке; в) учет ведется непрерывно, что обусловлено естественной изменчивостью состояния природных ресурсов, поэтому требуется постоянное обновление информации.
3. Организация государственного экологического мониторинга. Органы государственного управления организуют проведение мониторинга окружающей среды государственными предприятиями и иными субъектами. В соответствии со ст. 137 ЭК РК государственный экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды и природных ресурсов) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, природных ресурсов в целях оценки, прогноза и контроля изменений их состояния
под воздействием природных и антропогенных факторов. Объектами государственного экологического мониторинга являются атмосферный воздух, земля, поверхностные и подземные воды, недра, животный и растительный мир, а также климат и озоновый слой Земли, экологические системы, факторы воздействия окружающей среды на здоровье населения.
4. Планирование и прогнозирование экологических мероприятий.
Мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию учиты
ваются в прогнозных и программно-целевых документах и материалах, вклю
чаются в проекты планирования социально-экономического развития Респуб
лики Казахстан, национальные (государственные) программы и концепции по
различным направлениям природопользования. Так, в планах социально-
экономического развития областей предусмотрен раздел «Природопользова
ние и охрана окружающей природной среды».
Особенностью планирования и прогнозирования в данной сфере является разработка специальных программ по оздоровлению природных комплексов и отдельных природных ресурсов, например, Программа «Охрана окружающей среды Республики Казахстан на 2008-2010 годы» от 19 февраля 2008 года. К таким программам и концепциям обязательно разрабатываются планы реализации, например, План мероприятий на 2007-2009 годы по реализации Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 апреля 2007 года.
5. Координация экологического управления. Эта функция представляет собой согласование деятельности несоподчиненных государственных органов, их подразделений для комплексного решения территориальных, межотраслевых, межведомственных экологических проблем.
6. Подзаконное нормотворчество. Органы государственного управления в данной области в пределах своей компетенции принимают подзаконные нормативные акты, содержащие экологические правила, требования и нормы - постановления, приказы, инструкции и т.д.
7. Организация и проведение государственной экологической экспертизы. Экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, а также определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных последствий.
8. Распределение и перераспределение природных ресурсов. Компетентными государственными органами осуществляется деятельность по предоставлению природных ресурсов в собственность, пользование, а также
по их изъятию по основаниям, установленным в законе. В содержание данной функции входит также лицензирование природопользования и охраны окружающей природной среды.
9. Территориально-пространственное устройство природных ресур
сов, т. е. отвод природного ресурса на местности, установление границ вы
деляемого природного ресурса. Это касается земельных участков, участков
недр, вод, лесных участков.
10. Экологический контроль, т.е. деятельность по проверке соблюдения физическими и юридическими лицами, КФХ требований экологического законодательства, принятию мер по недопущению или устранению экологических правонарушений и привлечению к ответственности правонарушителей.
11. Экологический надзор является производным от экологического контроля. В настоящее время надзор выделяют в качестве самостоятельной функции, так как он отличается от контроля, и одним из признаков первого является невмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов и неприменение мер административного воздействия.
12. Организация экологического образования. В соответствии с п.54 ст.1 ЭК РК экологическое образование — непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентации, нравственно-эстетических отношений, обеспечивающих ответственность личности за состояние окружающей среды. Органы государственного экологического управления занимаются организацией экологического всеобуча.
Целью экологического образования является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.
13. Такую же цель преследует экологическое просвещение — распро
странение экологических знаний, информации о состоянии окружающей
среды, природных ресурсов, экологической безопасности в целях формиро
вания в обществе основ экологической культуры (п. 52 ст.1 ЭК РК).
Формы государственного управления в области охраны окружающей природной среды и природопользования подразделяют на правовые и неправовые. Неправовые формы, т. е. не влекущие правовых последствий, представляют собой организационные действия, либо материально-технические операции. Правовые формы, т. е. влекущие правовые последствия и осуществляемые на основе довольно полного юридического оформления, делятся на правотворческую, правоприменительную и правоохранительную:
«1) правотворческая - разработка и принятие государственными органами нормативных актов, направленных на регулирование управленческих отношений;
2) правоприменительная - это деятельность государства, направленная на реализацию управленческих нормативных актов, путем принятия и осуществления конкретных действий;
3) правоохранительная - это деятельность государства по принятию карательных мер к лицам, нарушившим или не выполняющим требования,
предусмотренные государственными нормативными актами».
Методы государственного управления в области охраны окружающей природной среды и природопользования классифицируются на общие и специфические.
Общие методы в свою очередь подразделяются на административные, экономические и идеологические.
К административным методам (собственно управленческим методам) относятся метод обязательных предписаний, метод рекомендаций, метод санкционирования, метод разрешения.
Суть экономических методов заключается в создании материальной заинтересованности в выполнении физическими и юридическими лицами управленческих решений.
Идеологические методы представлены различными формами пропаганды, агитации, воспитания, преподавания эколого-правовых знаний.
К специфическим методам относятся:
1. Метод запрещения (запрещение пользования земельным участком до установления его границ, запрещение ввода в эксплуатацию предприятий без очистительных сооружений).
2. Метод приостановления (приостановление сброса сточных вод, хозяйственной деятельности предприятий-загрязнителей).
3. Метод изъятия (изъятие земельного участка при нарушении правил пользования им).
4. Метод прекращения права пользования природным ресурсом (прекращение права пользования животным миром).
5. Метод согласования (согласование вопросов о предоставлении земельного участка под застройку с различными государственными органами - комитетом по управлению земельными ресурсами, комитетом охраны окружающей среды и т. д.).
6. Метод разрешения, который заключается в предоставлении лицензий, разрешений на природопользование.
146 Байдельдинов Д. Л. Указ. раб. С. 11. 116