Вторую половину XVII и первую половину XVIII века называют сгустком казахской истории. Этот вошел в народное сознание как период великих бедствий и страданий, связанных с нашествием джунгар. Внутриполитическое положение Казахского ханства в конце XVII- начале XVIII веков характеризовалась политической раздробленностью и хозяйственным упадком. Производительные силы казахского общества развивались очень медленно, производственные отношения по-прежнему являлись патриархально-феодальными. Верховным распорядителем всех земель в ханстве считался хан. В казахском ханстве имело место земельное пожалование, которое приобретало наследственное право- сойургал. Скотоводы платили налог -зякет, делали подношение мясом- согым, сыбага. Земледельцы вносили бадж, харадж (налоги). Простые люди привлекались к общественным работам- мардикар. Принимали на постой войска- каналгы, а также знатных людей- жамалгы. Собирался натуральный сбор для снабжений войск- тагар. Мусульманское духовенство владело вакфными землями. Казахское общество состояло из двух основных социальных групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признакам. Это ак суек -белая кость, к ней относились только чингизиды-потомки Чингисхана(төре) и ходжи(қожа) -потомки пророка Мухаммеда. Остальные группы принадлежали к кара суек -черной кости. Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов (биев), которые «собирались осенью, в одно место, в середине степи для рассуждения о делах народных», как гласит один из пунктов «Жеты Жаргы». Система государственного управления была основана на обычном праве (адат). Наряду с нормами адата в системе феодального правопорядка действовали нормы мусульманского права (шариат). Составленный при Тауке хане в конце XVII века свод законов «Жеты Жаргы» юридически закрепил социальные и правовые нормы казахского общества.
|
|
Экономический базис казахского общества – кочевое скотоводство - в значительной степени препятствовал созданию предпосылок для развития и упрочнении государства на всей территории ханства. Постоянные перекочевки населения сдерживали развитие контактов между отдельными племенами и родами. В силу объективных причин обусловленных природой кочевого общества, между казахскими жузами политико-экономические связи были слабы.
При Тауке хане (1680-1718) централизованное Казахское ханство занимало важное место в системе международных отношений в Центральной Азии. Однако, смерть хана Тауке, усилила действия центробежных сил, а его наследник султан Каип не обладал качествами, необходимыми для государственного деятеля и был не в состоянии сохранить единство трех жузов. У каждого жуза появились свои ханы: в Старшем жузе - Болат хан (1718-1729), в Среднем жузе - (Шахмухамед) Семеке хан, в Младшем жузе - Абулхаир хан (1718-1748), а в Ташкенте ханом стал Жолбарыс. Так начался процесс распада казахского ханства.
|
|
Еще более тяжелым было внешнеполитическое положение Казахского ханства. С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки, с севера-сибирские казаки, между ними действовали башкиры, с юга существовала постоянная угроза от среднеазиатских государств. В первой четверти XVIII века наибольшая угроза для казахов нависла со стороны Джунгарского ханства, достигшего в 20-х годах политического веса в Центральной Азии. Стратегической целью джунгарских правителей было - подчинение огромных просторов Казахстана.
Натиск джунгар. Феодальное государство ойратов в Джунгарии (часть территории современного Северо-Западного Китая) образовалось в 1635 г. и просуществовало до 1758 г. В период Монгольской империи ойраты входили в состав левого крыла войск Чингис хана (барунгар – правое крыло, джунгар – левое) Сложилось ханство в результате объединения ойратских княжеств правителями Чоросского княжества Хара-Хулой и его сыном Батуром хунтайши.
При Батуре хунтайши (правил в 1635—1660 гг.) внутреннее положение ойратского ханства окрепло. В 1640 году в Джунгарии по инициативе Батура хунтайши состоялся съезд ханов, князей и представителей ламаистской церкви всех ойратских, монгольских и калмыкских земель. Этот съезд утвердил монголо-ойратские законы («Степное уложение»). С первых десятилетий XVII века соотношение сил между Казахским ханством, раздираемым междоусобицами, и Джунгарским ханством, объединенным в единый союз, складывалось не в пользу первого.
Усиление Джунгарской агрессии. Вторжение джунгар в Казахстан шло медленно и постепенно, столкновения сменялись перемириями, в том числе и подчинением калмыков власти казахских ханов. Например, Тауекель называл себя ханом «казахским и калмыкским». При хунтайши Батуре противоречия между джунгарами и казахами переросли в непрерывные войны. Батур совершил несколько завоевательных походов против казахов. После его смерти в Джунгарском ханстве начались смуты, но с приходом к власти хунтайши Галдан-Бошокту (1670-1697 гг.) походы возобновились. А после прихода к власти хунтайши Цеван-Рабтана (1697-1727 гг.) началась полоса кровавых драматических событий. Наиболее крупное нашествие джунгар на Казахское ханство началось в 1710 году. Эта угроза способствовала тому, что осенью 1710 года в районе Каракумов было созван Тауке ханом курултай представителей казахских жузов. Основным вопросом на курултае был вопрос о создании единого ополчения против джунгар. Сторонниками объединения ополчений родов и жузов были батыры Канжыгалы Богембай, Шакшак Жанибек, Тама Есет. Среди них выделялся Богембай-батыр, он был избран предводителем казахского ополчения. В результате отряды народного ополчения дали отпор джунгарам, отбросили их на восток и возвратили утраченные кочевья. Но раздробленность жузов все же брала верх. В 1713 году джунгары вновь вторглись в Казахское ханство, то же произошло и в 1716 году. В 1717 году в верховьях реки Аягуз состоялось трехдневное сражение, закончившееся поражением казахов. В 1718 году джунгары предприняли стремительный поход через Семиречье к рекам Арысь, Бугун, Чаян. Их целью было захватить ставку казахских ханов - Туркестан.
«Годы Великого бедствия». В 1722 г., смерть цинского богдыхана Канси, длительное время воевавшего с ойратами, дала возможность Цеван-Рабтану нанести новый мощный удар по Казахстану, и весной 1723 году был осуществлен спланированный завоевательный поход, который вошел в историю казахского народа как «Годы Великого бедствия». Весной 1723 г. с 70 тыс. войском джунгары через горы Каратау вторглись в долину р. Талас. Казахи в это время не ждали нападения, они готовились к откочевке с зимних пастбищ. Основательно подготовленное джунгарское войско во главе с бахадуром Хуно Дабо и военачальником Амурсаной, наступая через Алатау, наголову истребили мужчин и женщин, а девушек увели в плен. Население Старшего и Среднего жузов, оставив скот и имущество, отправились скитаться в Самарканд и Ходжент, Младший жуз в Хиву и Бухару. В 1724-1725 гг. джунгары захватили Туркестан и Ташкент, разрушая эти города, погибло две трети всего народа. Успех этого крупного натиска джунгаров заключался в том, что зимой был сильный джут, и весной казахи только приходили в себя. Названные в истории «Годы Великого бедствия» принесли страдания, голод, разрушение материальных ценностей, нанесли невосполнимый урон развитию производительных сил: тысячи мужчин, женщин и детей были угнаны в плен. Многие казахские племена под напором джунгаров вынуждены были покинуть веками насиженные места. Начались годы - «Ақтабан шұбырынды - Алқакөл сұлама», что означает «Брели, пока не забелели подошвы, упав без сил, лежали вокруг озера». Именно тогда родилась старинная казахская песня - плачь (жоқтау) «Елимай» («О, народ мой!»), как символ народной скорби об этой трагедии.
|
|
Борьба казахского народа против джунгар. Булантинское сражение. Дело спасения страны взял на себя сам народ, выдвинув из своей среды выдающихся организаторов и предводителей - Богенбая, Кабанбая, Тайлака, Саурыка, Жаныбека, Малайсары, Утегена и многих других. В отражении Джунгарской агрессии первостепенную важность сыграло осознание родоплеменной знатью и верхами необходимости единения во имя свободы нации и независимости государства. Не последнюю роль в этом нелегком процессе политической мобилизации сил сыграли такие общественные и политические деятели, как Толе би, Казыбек би, Айтеке би.
|
|
В 1726 году стала активно проводиться политика по объединению усилий всех трех жузов для отпора джунгарам. В 1726 году в местности Ордабасы (юго-западнее Чимкента) состоялась историческое собрание представителей всех трех жузов, которые приняли решение о необходимости объединения всех казахов и организации народного ополчения. Главой и предводителем ополчения был избран правитель Младшего жуза Абулхаир-хан. В 1727 г. на берегу небольшой речки Буланты к западу от реки Сарысу джунгарам было нанесено первое за всю войну серьезное поражение. Казахское войско составило 60 тыс. человек. Позднее эта местность получила название «Калмак-кырылган» - «Место, где были истреблены калмыки». Историческое значение - одержанная победа подняла дух народа, заставила его поверить в свои силы, в возможность победить завоевателей.
Аныракайская битва. Выдающимся событием в освободительной борьбе казахского народа против джунгарских агрессоров стала Аныракайская битва. Она произошла в 1729/1730 гг. в местности Аныракай у озера Алаколь.
По сути, Аныракай - это местность, где в 1730 г. была разгромлена джунгарская армия. В пер. с каз. “плач, стенание”. В победоносном завершении отечественной войны (1723-1730-гг.) казахского народа против джунгарской агрессии важную роль сыграла Аныракайская битва 1729 года.
В район военных действий входили горы Хантау, гора Абулхаир, город Санрык в Кастекском ущелье, лог Карасай. Именно эти топонимы являются опорными в определении места сражения. В записи Абубакира Диваева выделяются два крупных сражения - битва при Буланты-Белеуты и Аныракайская. Действительно, закрытое озеро Алаколь возле Аныракайских гор имеет большой бассейн водосбора, сильное испарение, совершенно соленую воду, которую "собаки не станут пить" (Ит-ишпес).
На пространстве Аныракайского сражения были расположены высоты Бота-Бару, Карачеку, Тоянчеку, Кошкар бастау, гора Абулхаир, Куялы-Кара (Кувлу-кара), Ала-Айрык, Тесектау, Сункария, Биш-Канга, Тюйо-Муйгак, Май-жарылган, Миз-Гель, Биш-Канга, Сунукойтын, Тюлькули, мелкие речушки по пересеченной местности - Жидели, Дала-Кайнар, Копалы, Жингельды, Сарыбулак, Кара-Кучук, Тесек и другие.
Аныракайские горы и озеро Алаколь (Ит-ишпес) были важными стратегическими пунктами в ходе всей отечественной войны 1723-1730 годов. Отсюда для казахских ополченцев должно было начаться освобождение районов Жетысу, отсюда по реке Шу был выход к Сарысу и горам Улытау. Из этой местности казахские отряды могли уходить к Каркаралинским горам. Создавалась возможность дальнейшего освобождения казахских земель от джунгарского нашествия. В целом местность эта среди лета безводная, травостой выгорает. Только весной держится ограниченное количество влаги в ручьях и есть молодая трава. Именно в это время года состоялось сражение. На случай затяжки операции можно было и коней напоить, и обеспечить минимумом пастбищ. Чередование различных горных ландшафтов давало хорошую возможность на этой территории вести кавалерийские атаки. Здесь было место для маневра на случай обхода, атаки, отступления.
У казахских ополченцев было преимущество перед джунгарами. При продвижении казахских отрядов с юга к местам сражения перед самым районом битвы располагались тугайные леса в долине реки Или. Здесь и травостой был лучше, и воды было в изобилии. А тугайный лес позволял в значительной мере скрытно сосредоточить кавалерийские отряды разных родов. Именно поэтому сражение началось на северной стороне поле боя - у гор Хантау.
Элементы воинской тактики. Аныракайское сражение происходило в конце весны - начале лета, в мае-июне. Длилась битва несколько дней. Алексей Левшин писал о тактике казахов: "Набеги свои производят они по большей части ночью, нечаянно и без всякого порядка, но с удивительным стремлением и криком, имея при себе разного рода оружие, как-то: сабли, ружья, стрелы, палки, каменья, наконец, арканы или веревки для пленения неприятелей. Первый удар или первая атака бывает всегда сильной, и устоять против нее нелегко. В ней совокупят они всю храбрость свою". Атака начиналась с метания копья и выкриков урана (призыва). Для мелких стычек использовалось ночное время. В данном же случае речь шла о большом сражении, и началось оно не ночью, а под утро. Казахская конница использовала моменты внезапности.
В конце весны 1729 года казахские ополченцы, подкрепив своих коней в песках Муюн-Кумы и в долинах рек Буркутты, Шабакты, Караконыз, Ыргайты, Шу, вышли в район гор Хантау. Первые успехи были достигнуты у гор Абулхаир, Телектау, Кангур, Хантау, речки Сункайты. Здесь были урочища Улкен Орда конган и Киши Орда конган. Это были места стоянки старшего и младшего ханов. Большое внимание уделялось внезапности как элементу воинской тактики, могущему принести успех. Действия отдельных отрядов, в которые входили сотни и тысячи воинов, были объединены одним стратегическим замыслом. Каждое крупное воинское подразделение имело свое знамя (ту) - воинский символ. Индивидуальное оружие воина состояло из кольчуги и сабли (клыш). В ближнем бою использовались и боевые ножи, копья, секиры (айбалта). Копья делались из соснового дерева, но были и железные. У каждого всадника имелась плетка (камча), использовались дубины (соилы) или же курыки - орудия для ловли лошадей и противника. Использование курыков, луков и стрел требовало большой сноровки. Врага можно было поражать на расстоянии. Убойная сила стрел достигала 200 метров.
Через мелкие степные речки Бота-Боклы, Жамдын, Кара-Кучук, Жангельды, Копалы казахские воины вытеснили джунгар к озеру Ит-ишпес и горам Аныракай. Причем сражение разворачивалось с западной стороны водораздела. Джунгары стремились отойти в лощину или подняться к горам, но там их упреждали отряды казахских воинов. По расположению на местности отряды джунгар почти всегда находились выше казахских войск. Галдан-Цэрен не смог возглавить организованное сопротивление казахской коннице. Подкрепление к нему не подошло. В самой Джунгарии начались военные действия между ойратами и цинскими правителями.