КАФЕДРА ОБЩЕЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
М.Е. Волчанский, В.В. Деларю,
В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Учебно-методическое пособие
Для студентов медицинских вузов
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по
медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских и фармацевтических вузов
Волгоград 2009
УДК 15:615.851.4 (07)
УМО
Авторы:
зав.кафедрой общей и клинической психологии ВолГМУ,
доктор социологических наук М.Е. Волчанский (темы 1, 2, 6),
профессор каф. общей и клинической психологии,
доктор социологических наук В.В. Деларю (темы 5, 9),
доцент кафедры общей и клинической психологии,
кандидат психологических наук В.В. Болучевская (темы 7, 8),
преподаватель кафедры общей и клинической психологии,
кандидат психологических наук О.С. Золотарёва (темы 3, 4)
Рецензенты:
зав. кафедрой философии, гуманитарных наук и психологии
Саратовского государственного медицинского университета,
доктор социологических наук Е.А. Андриянова,
зав. кафедрой медицинской психологии и педагогики
Астраханской государственной медицинской академии,
кандидат медицинских наук, доцент Л.А. Костина
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских и фармацевтических вузов
Печатается по решению центрального методического совета
Волгоградского государственного медицинского университета
Психология: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – 2-е изд., доп. и перераб. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2009. – 201 с.
Учебно-методическое пособие составлено на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к программе дисциплины «Психология и педагогика» для студентов медицинских вузов, обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Фармация». Материалы пособия содержат основные теоретические положения и категориальный аппарат тем дисциплины «Психология и педагогика», список рекомендуемой литературы для подготовки к занятиям, тестовые методики для практических заданий.
ISBN
ОГЛАВЛЕНИЕ
ТЕМА 1. Введение в психологию как науку. Предметная область психологии 5
1.1. Критерии определения психологии как науки. 5
1.2. Объект и предмет психологии. 8
1.3. Отрасли психологии. 11
1.4. Общее представление о методах психологии. 12
1.5. Психодиагностика в медицине. 22
1.6. Применение психологических знаний в профессии врача. 25
ТЕМА 2. Современные направления, проблемы и понятия психологии. 27
2.1. Формирование психологии как самостоятельной науки. 27
2.2. Наиболее известные психологические концепции XX века. 27
2.3. Вклад отечественных ученых в психологическую науку. 27
2.4. Определение понятия «психика». 27
2.5. Структура психики в традициях отечественной психологии. 27
2.6. Феноменология сознания. 27
ТЕМА 3. Индивидуальные особенности человека как субъекта деятельности 27
3.1. Психологическая характеристика личности. 27
3.2. Понятие о темпераменте и его типы.. 27
3.3. Краткий обзор учений о темпераменте. 27
3.4. Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции. 27
3.5. Понятие о характере, формирование характера. 27
3.6. Акцентуации характера, психологическая характеристика. 27
3.7. Классификация черт характера. 27
3.8. Структура личности в отечественной психологии. 27
3.9. Психологическая характеристика способностей. 27
ТЕМА 4. Воля. Мотивация. Деятельность. 27
4.1. Понятие и строение человеческой деятельности. 27
4.2. Виды и развитие человеческой деятельности. 27
4.3. Роль трудовой деятельности в возникновении сознания. 27
4.4. Основные признаки воли как психологического явления. 27
4.5. Воля как характеристика сознания. Структура волевого действия 27
4.6. Волевые процессы и волевые качества личности. 27
4.7. Мотив и мотивационная сфера. 27
4.8. Психологические теории мотивации. 27
ТЕМА 5. Познавательная сфера. 27
5. 1. Ощущения, их психологическая характеристика. 27
5.2. Восприятие: свойства, особенности и виды.. 27
5.3. Свойства и виды внимания. 27
5.4. Память: понятие, основные процессы памяти, виды и структура. 27
5.5. Понятие воображения и его виды.. 27
5.6. Психологическая характеристика мышления. 27
5.7. Психологическая характеристика речи. 27
5.8. Интеллект. Структура интеллекта. Оценка интеллекта. 27
ТЕМА 6. Эмоционально-чувственная сфера. 27
6.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями. 27
6.2. Классификации и виды эмоций. 27
6.3. Теории эмоций. 27
6.4. Основные характеристики и свойства эмоций. 27
6.5. Стресс и фрустрация. 27
6.6. Физиологические механизмы стресса. 27
ТЕМА 7. Психология общения. 27
7.1. Общая характеристика общения: понятие, функции, виды и структура 27
7.2. Общение как процесс коммуникации: передача информации и средства общения 27
7.3. Общение как процесс взаимодействия и взаимовлияния людей. 27
7.4. Общение как восприятие людьми друг друга. 27
ТЕМА 8. Психология групп. 27
8.1. Понятие и разновидности групп. 27
8.2. Психология малой группы.. 27
8.3. Социально-психологическое влияние людей друг на друга. 27
ТЕМА 9. Основы педагогики. Медицинская педагогика. 27
9.1. Педагогика, воспитание, обучение, научение – дифференциация понятий 27
9.2. Процесс научение – виды и механизмы у человека. 27
9.3. Медицинская педагогика, общая характеристика. 27
9.4. Основные принципы поведенческой терапии в процессе обучения 27
ТЕМА 1. Введение в психологию как науку.
Предметная область психологии
Критерии определения психологии как науки
Издавна человек, непосредственно общаясь с окружающим миром, в том числе с другими людьми, стал присматриваться к внешнему облику, к реакциям, движениям, действиям, поступкам, т.е. к поведению окружающих индивидов; и потребности практического взаимодействия с людьми привели к тому, что он стал связывать внешне видимое поведение с внутренними, неявными, скрытыми от наружного взора явлениями любого другого человека (индивида). Постепенно люди научились различать те явления, особый характер которых заключался в их принадлежности к внутреннему миру индивида, в отличие от любых других явлений, происходивших в окружающем его мире. Так постепенно сложилось представление об особом разряде феноменов, который стал именоваться «психическое», и задолго до того как психические процессы, состояния и свойства человека стали предметом научного анализа, они уже накапливались в житейском, обыденном психологическом знании людей друг о друге.
В то же время феномен «психическое» трудно поддаётся привычному для человеческого сознания материальному или причинно-следственному описанию, он не сводим к биологическим или физиологическим процессам или явлениям. Известно, что биологически обусловленные компоненты психики имеются и у животных (чувственные образы окружающей среды, побудительные причины активности, реализуемая по большей части через систему инстинктов, зачатки мышления и т.п.), но общая организация человеческой психики качественно отлична от биологических форм. Если бы любые психические явления и процессы были бы приравнены, например, к характеристикам нервных импульсов, протекающих в головном мозге или к активности гормонов в жидкостной среде живого организма, то целый ряд высокоразвитых животных благодаря этому схожему с человеческим нейро-гуморальному механизму мог бы строить дома, писать книги, создавать картины, общаться, любить, сознательно идти на смерть во имя идеи или счастья своих близких, трудиться и создавать всё то, что способен создавать человек. Реальность показывает, что всего этого они не делают и не могут делать. Поэтому все компоненты внутренней и внешней программы поведения человека реализуются не по физиологическим, а по психологическим законам, и именно поэтому психика является объектом изучения не физиологии, а психологии.
При характеристике любой науки необходимо разъяснить её теоретические основания, предмет изучения, показать исследовательские возможности, практические приложения полученных результатов. Любой курс лекций по основам какой-либо науки начинается обычно с определения её предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно. Во-первых, предмет психологии – самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ его познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут. Во-вторых, психология как наука развивается в условиях крайнего плюрализма разных точек зрения и мнений по поводу решения самых фундаментальных вопросов, в том числе проблемы предмета психологии.
Как правило, знакомство с психологическим знанием начинается с анализа самого термина «психология». Этот термин, образованный от греческих слов ψυχή (лат. psyche) – душа, психика и λογος (лат. logos) – знание, осмысление, изучение.
По смыслу слово «психология» многозначно. Так, в первом, дословном и в очень примитивном, толком ничего не поясняющем, значении психология – это знание о психике, наука, изучающая её. В этом смысле область психологического как знание о психике широка и многообразна: это и отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ, и сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живёт и действует человек.
Во втором, наиболее распространённом значении, слово «психология» относят к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность – психическую реальность. В обыденном значении слово «психология» используется для характеристики психического склада личности, особенностей того или иного человека, группы людей: «у него (у них) такая психология». Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного индивида. Психология здесь проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчёркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и учёного, женской психологии и т.п.
В дальнейшем мы будем подразумевать слово «психология» в одном значении – в том, которое зафиксировано в его этимологии: психология – учение о психике, душе.
Таким образом, общей задачей психологии является изучение как психики индивида, так и его психологии.
На этом основывается известное определение, согласно которому психология – это наука о психике. В целом правильно, хотя это тавтологичное определение является распространенным и ненаучным. Это – определение, которого психологи стыдятся.
С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» – одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись. Точнее сказать, с установлением в нашем обществе марксистской парадигмы, лишённой традиционно сложившейся за тысячелетия идеалистической, религиозной составляющей человеческой культуры, в научной психологии понятие души заменили понятием психики, чтобы избежать противоречия в трактовке внематериальных «душевных» психических феноменов материалистической советской психологией. Сейчас смягчают подобные противоречия тем, что оговариваются в учебных пособиях условия применения специфических научных терминов: а именно, поскольку слово «душа» не является единственным в обозначении того, что человек стремится узнать о самом себе, в процессе уточнения предмета психологии встречаются и имеют равное хождение разная терминология одного и того же феномена «психическое» – душа, психическая реальность, внутренний мир человека, субъективный опыт. В современном общественном сознании слова «душа» и «психика» фактически являются синонимами, однако научная психология предпочитает использовать термин «психика», в то время как религиозные мыслители и некоторые философы говорят о «душе».
В последнее время всё чаще, говоря о предмете психологической науки, как бы очерчивают круг явлений, которые охватывает своим познанием психология, форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения.