Тема 2. История развития военной психологии

Методологической основой военной психологии являются научно обоснованные положения о сущности, происхождении и развитии психики личности и психических явлений коллектива (группы) в условиях воинской деятельности.

Тема 1. Методология военной психологии

Раздел 1. Введение в военную психологию.

Военная психология (ВП) базируется на достижениях общей психологии, пользуется ее понятийным аппаратом, развивает, уточняет его, исходя из специфики своего объекта (психология боя, риска, принятия решений в экстремальных условиях, экстремальной жизнедеятельности, боевой подготовки и т.д.).

Военная служба является видом человеческой деятельности, обладающим не только высокой социальной значимостью, но выходящим за пределы обыденного, связанным с особыми условиями.

Военно-профессиональная деятельность - это деятельность по защите Отечества.

В военной деятельности можно выделить компоненты:

· деятельность в боевых условиях (боевая деятельность);

· деятельность в обычных (мирных) условиях.

Боевая деятельность — это активность военнослужащих по достижению целей вооруженной борьбы. Данная деятельность весьма специфична по своим целям и задачам, условиям, средствам, трудностям, психологическому содержанию. Она имеет свои психологические закономерности, определенную внутреннюю структуру, цели, мотивы, способы, через которые на ее течение оказывают влияние ряд факторов:

· военно-политический,

· военно-технический,

· идеологический и психологический,

· вид оружия,

· руководство коллективом,

· проводимая в бою воспитательная работа,

· боевая и психологическая подготовка личного состава.

Другой вид военно-профессиональной деятельности — это деятельность в обычных, мирных условиях. Молодой человек, призванный для прохождения действительной военной службы, поступивший в военно-учебное заведение или изъявивший желание служить по контракту, прежде всего, вынужден отказаться от привычных стереотипов поведения. Это связанно с особенностями прохождения военной службы. Осуществление принципа единоначалия предполагает осознанное подчинение своей воли, желаний воле другого человека - командира, что в социально-психологическом плане сопровождается ограничением степени личной свободы и активности выбора. Необходимость ограничения степени личной свободы обусловлена и строгой регламентацией военной службы (сюда можно отнести обязательность выполнения распорядка дня и т. п.).

Другой особенностью деятельности военнослужащих является постоянная готовность выполнить свое профессиональное предназначение в любое время и в любых условиях, в том числе и при непосредственном риске для жизни, что само по себе вызывает определенное психологическое напряжение. Психологическое напряжение обусловлено и отрывом молодого человека от привычного социального окружения (семьи, друзей и т. п.), адаптацией к новому коллективу, ограничением жизненных перспектив, некоторой «информационной блокадой». С призывом на военную службу или поступлением на нее по контракту человек оказывается в совершенно новых, отличных от предыдущей жизни условиях.

Военный психолог в своей практической деятельности пользуется определенными методами для достижения поставленной цели. ВП относится к прикладным наукам и основной задачей ее является разрешение проблем военной практики. В процессе воинской деятельности военнослужащие могут встречаться с затруднениями, для разрешения которых требуются психологические знания. Если этих специальных знаний на данный момент времени ВП не имеет, то возникает потребность в их получении путем проведения исследования.

В рамках военно-социального взаимодействия возникает целый ряд явлений, понимая механизмы которых, военный психолог может принять обоснованное профессиональное решение, оказать действенную помощь военнослужащему офицеру-руководителю, молодому воину, испытывающему трудности адаптации к воинской службе.

ВП в России в своем развитии прошла этапы эмпирического (IX – начало XIX века) и научного (середина XIX – начало XX века) развития. Внутри этих этапов можно говорить о периодах.

I. На раннем эмпирическом этапе (описательном) предметом исследований служит внешняя, чувственно воспринимаемая форма явлений, само явление рассматривается как целостное и неделимое. На этом этапе выделяют несколько периодов эмпирических представлений. О них можно судить по произведениям устного народного творчества.

1. Облик былинного героя - воина богатырской дружины, его качества, побудительные мотивы, воинское мастерство, особенности ратного труда составляют начало развития военно-психологической мысли.

2. Обобщение психологических представлений происходит в связи с ростом потребности в них, обусловленном развитии одного дела. В древнерусской литературе 9 - 13 веков все произведения посвящены героическим событиям. К числу произведений, где происходит распространение психологических представлений на область дела, можно отнести «Повесть временных лет». При описании похода князя Олега в 9 веке на Царьград раскрывается такая военно-психологическая реальность, как военная хитрость. «Поучение Владимира Мономаха» содержит наставления, предоставляющие собой военно-психологические обобщения: «выйдя на войну, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряжайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано…». В «Слово о полку Игореве» в обращении князя Игоря к своим воинам перед боем, содержаться следующие обобщения: «О дружина моя и братья! Лучше убитым быть, чем пленным быть…», летописные повести о татаро-монгольском нашествии описывают состояние воинов накануне и в период битвы.

3. В последующем, с созданием регулярной армии в России потребность в психологических обобщениях приобретает практический характер. Поэтому военно-психологическая мысль начинает развиваться как система обобщений, непосредственно вплетаясь в практику обучения, руководства и боевой деятельности войск. Это были военно-психологические идеи передовых полководцев. Так, у Петра 1 подробно говориться о системе качеств, которыми должен обладать солдат: честь, товарищество, патриотизм, сообразительность. А.В. Суворов создает и подтверждает практикой требования к солдату в бою, его облик как патриота и профессионала, процесс подготовки к бою и управление действиями личного состава в бою. П.С. Нахимов считал матроса «главным двигателем на корабле».

4. Период начала середины 19 века, связанный с большим боевым опытом русской армии на южных рубежах страны, в Средней Азии, отражением агрессии на Камчатке, Архангельске. Этот опыт позволил нашим передовым военным теоретикам и практикам в развитии военно-психологической мысли выйти не такой же уровень обобщений, что можно говорить о разработке военно-психологических систем, где наравне с выделением широкого круга психологических проблем они представляются системно. Здесь в первую очередь нужно назвать Л.Н. Толстого, которого некоторые зарубежные специалисты называют отцом военной психологии. Целостные системы получают закладку в трудах Н.Д. Бутовского, М.И. Драгомирова и др.

Второй этап, научный, в развитии военно-психологической науки в России характеризуется переходом к исследованию сущности психических явлений, как материальной основы и механизма. На этом этапе военная психология и формируется как самостоятельная отрасль психологической науки, имеющая свою систему и структуру психологических знаний, свой предмет, методы и задачи.

Особенность естественных наук: реальный объект мало изменяется, а наука о нем бурно развивается. Здесь единственно возможный метод познания - логический. Особенность общественных наук: объект науки находится в динамике. Предмет не меняется, хотя развивается и уточняется. История психологии - это история конструктивной борьбы описания и объяснения души человека.

Социальные детерминанты становления ВП как науки проявились в появлении новых видов вооружения и техники, изменении состава и комплектования армии, новой организация армии, совершенствовании способов ведения войны и боевого применения, усложнении факторов боя, воздействующих на психику ее участников.

Основные направления военно-психологических исследований в России после 1917 г.

ВП развивалась после 1918 года неравномерно и противоречиво. Были проведены военно-психологические исследования по следующим основным направлениям:

· психология боя;

· психология обучения и воспитания воинов;

· психология воинской дисциплины;

· психология военного управления;

· психология малых военных групп и коллективов;

· морально-политическая и психологическая подготовка личного состава;

· психологическая служба в полку;

· военная психодиагностика и психологический отбор;

· психология взаимоотношений и общения военнослужащих;

· инженерно-психологический анализ систем «человек-машина»;

· национальная психология;

· психология боеготовности.

Периоды проведения военно-психологических исследований:

I. 1918-1930 гг. Рассматривались вопросы дисциплины, политического воспитания, отбора, поведения в условиях боевой обстановки, психологической подготовки; обсуждались задачи ВП, ее место в военной доктрине; большое внимание уделялось военно-социальной психологии и применению психологии в тактике боя.

II. В годы войны 1941-1945 важнейшими направлениями психологических исследований были: как помочь командирам успешно побуждать подчиненных к смелым и отважным боевым действиям, преодолевать неуверенность, страх, укреплять дисциплину, боевой дух, воспитывать мужество, презрение к смерти; с первых дней войны актуальными стали вопросы маскировки, разведки, ночного зрения, выработки глазомерной оценки расстояний, ускоренного обучения военных специалистов, восстановления психических функций, утраченных после ранения. Эти и другие задачи решались в основном гражданскими психологами.

Основные направления психологического исследования в эти годы:

· изучение причин страха, паники, пути их преодоления и предупреждения;

· раскрытие природы самоотверженности, смелости, мужества;

· изучение условий ускоренного обучения военных специалистов;

· разработка путей повышения зрительной и слуховой чувствительности воинов, ускоренная адаптация глаза к темноте, улучшение ночного зрения;

· маскировка;

· восстановление функций речи и движений, утраченных после ранения.

По всем этим направлениям психологами были получены в целом полезные научные и практические результаты. Однако, большинству исследователей не удалось конкретно учесть зависимость психических явлений от реальных боевых ситуаций, индивидуальных особенностей военнослужащих, их психических состояний в обстановке войны.

III. 1946-2002 гг. Организационное оформление ВП, создание кафедр, лабораторий, исследовательских групп. Вскоре после войны начала работать кафедра психологии в Хлебниковском военно-педагогическом институте. Основное направление военно-психологических исследований на этой кафедре – навыки военнослужащих. На кафедре военной педагогики и психологии Ленинградского Высшего Военно-педагогического института разрабатывались вопросы психологии боя и боевой подготовки, дореволюционной русской ВП, проблема индивидуального подхода, деятельности командира подразделения, героического поступка воина, критического анализа зарубежной ВП. Основной акцент сделан на изучении психологических особенностей военной деятельности. В этом периоде получила развитие военно-морская психология, авиационная психология, психология пограничника, психология высшей военной школы, психология управления и воинской дисциплины. Исследовались вопросы подготовки воинов-специалистов, психологии боевого дежурства, интеллектуальных качеств офицера, тактического мышления командира, национально-психологических особенностей населения и личного состава некоторых зарубежных государств, социально-психологических основ деятельности заместителя командира полка по политической части, готовности к действиям в экстремальных ситуациях и др. Основная направленность проведенных кафедрой военной педагогики и психологии исследований – военно-политическая и психолого-педагогическая. Обязательный методологический принцип – социально-личностно-деятельностный подход. Личность воина в исследованиях была представлена в основном как тип личности, но не как индивидуальный. Недостаточно учитывалось единство и взаимосвязь свойств воина как личности и как субъекта воинской деятельности, в структуре которых функционируют его природные свойства как индивида.

Военно-психологические исследования, проводимые в Институте военной истории Министерства обороны, были посвящены вопросам военного воспитания, дисциплины, боеготовности, взаимоотношениям в многонациональных коллективах, морально-политической и психологической подготовке личного состава и т.д. Основное направление исследований – различные аспекты воинского воспитания.

В Центре военно-социологических, психологических и правовых исследований Вооруженных сил в конце 80-х и начале 90-х гг. разрабатывались проблемы психологической службы, психодиагностики, социально-психологической работы, профессиональной психологии, профилактике психических расстройств, психологической подготовки личного состава подразделений сухопутных войск и ВВС к бою, психологии управления, обучения, общения, конфликтов, комплектования ВС по призыву на контрактной основе, личности и деятельности военного руководителя и др. Основные направления исследований – оказать помощь социально-психологической службе и практике воспитательной работы с личным составом.

На кафедре психиатрии Российской Военно-медицинской академии (Санкт – Петербург) и кафедре военной и экстремальной медицины Северного государственного медицинского университета (Архангельск) в 1995 – 2006 гг. были проведены исследования по вопросам психологии боевой деятельности войск, психическим расстройствам у участников локальных войн и вооруженных конфликтов (Афганистан, Чечня), а также по вопросам медико-психолого-социальной реабилитации сотрудников силовых ведомств (МО РФ, МВД, ФПС и др.).

IV. Перспектива. ВП необходима на всех участках военного строительства, она может значительно повысить боевой потенциал ВС России. Для этого целесообразно усилить ее самостоятельность, близость к военной практике, считать ее не только отраслью психологической науки, но и отраслью военной науки, преодолеть идеологизацию многих понятий и категорий, по-новому определить свои теоретико-методологические принципы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: