Вопрос 5. Понятие и порядок формирования реестра расходных обязательств

В соответствии с проводимой реформой бюджетной сферы с 2005 г. в Российской Федерации начали формировать реестр расходных обязательств.

Ст. 87 БК РФ дается определение реестра расходных обязательств и основные положения по его формированию.

Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

Реестр расходных обязательств Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования ведется в порядке, установленном Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Реестр расходных обязательств субъекта РФ, а также свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, представляются в Министерство финансов РФ в порядке, установленном Министерством финансов РФ

Реестр расходных обязательств муниципального образования представляется финансовым органом муниципального образования в финансовый орган субъекта РФ в порядке, установленном финансовым органом субъекта РФ.

В Республике Башкортостан реестр расходных обязательств начали составлять в 2006 г. в соответствии с Постановлением Правительства РБ от 13 сентября 2005 г. N 200 с изменениями.

Реестр расходных обязательств Республики Башкортостан - свод реестров расходных обязательствсубъектов бюджетного планирования, а также прилагаемые к нему сводные данные, характеризующие объем и структуру расходных обязательств Республики Башкортостан.

Субъекты бюджетного планирования (СБП) - органы государственной власти Республики Башкортостан и иные государственные учреждения, имеющие право распределять бюджетные ассигнования между подведомственными получателями бюджетных средств.

СБП формируют и ведут свой реестр расходных обязательств.

Реестр расходных обязательств СБП – это свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных СБП от имени РБ договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев нормативных правовых актов, договоров и соглашений), предусматривающих возникновение расходных обязательств РБ, которые подлежат исполнению за счет средств бюджета соответствующего СБП, включая расходы подведомственных ему учреждений, с указанием объема средств бюджета РБ, необходимых для исполнения соответствующих Роб.

ОМСУ разработали порядки ведения реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств местных бюджетов.

Реестр расходных обязательств Республики Башкортостан ведется с целью учета расходных обязательств республики, определения объема средств бюджета РБ, необходимых для их исполнения.

Данные реестра расходных обязательств используются при разработке проекта бюджета республики на очередной финансовый год и плановый период, а также при определении в плановом периоде объема бюджета действующих обязательств и бюджета принимаемых обязательств.

Министерством финансов Республики Башкортостан ежегодно составляет:

1) предварительный реестр расходных обязате л ьств республики не позднее 1 июля текущего года;

2) плановый реестр расходных обязательств республики - не позднее 1 октября текущего года;

3) уточненный реестр расходных обязательств республики - не позднее 20 рабочих дней со дня принятия закона о бюджете Республики Башкортостан на трехлетний период.

СПБ РБ представляют в Министерство финансов РБ:

1) предварительные и плановые реестры расходных обязательств - в сроки, определенные графиком разработки прогноза социально-экономического развития РБи проекта бюджета РБ и ТФОМС на трехлетний период.

2) уточненные реестры расходных обязательств - не позднее 10 рабочих дней со дня принятия закона о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Реестр расходных обязательств СБП представляется в Минфин РБ в электронном и на бумажном носителе по установленной форме.

Реестр расходных обязательств СБП РБ должен содержать следующую информацию:

- код расходного обязательства

- код и наименование полномочия;

- нормативное правовое регулирование, определяющее финансовое обеспечение и порядок расходования средств в части нормативных правовых актов, договоров, соглашений Российской Федерации и Республики Башкортостан;

- тип средств бюджета Республики Башкортостан;

- коды бюджетной и аналитической классификации расходов бюджета Республики Башкортостан;

- объем средств на исполнение расходного обязательства на очередной финансовый год и на плановый период;

- код методики: нормативный, индексация, плановый, иной.

Для составления СБП реестра расходных обязательствв Методических рекомендациях Минфина РБ разработаны коды полномочий, коды расходных обязательств, даны рекомендации по методике планирования расходных обязательств по различным видам расходов бюджетной классификации.

К реестру расходных обязательств составляется пояснительная записка, в которой по каждому коду расходных обязательств указывается общий объем бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной росписью текущего года. прирост их по сравнению с предшествующим годом в денежном и процентном выражениях и причины отклонений.

Вопрос 6. Состав бюджетных ассигнований. Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) и обеспечение выполнения функций казенных учреждений

В соответствии с БК РФ бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (расходных обязательств, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году).

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

1) оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд (ст.69.1);

2) социальное обеспечение населения (ст.74.1);

3) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями (ст.80);

4) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам (ст.78);

5) предоставление межбюджетных трансфертов;

6) предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

7) обслуживание государственного (муниципального) долга;

8) исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на: ( ст.69.1 БК РФ):

1) обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам;

2) предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;

3) предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам;

4) осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности;

5) закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений), в том числе в целях оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;

6) разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;

7) закупки товаров в государственный материальный резерв.

Обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает (ст.70):

- оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, командировочные и иные выплаты;

- оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

- уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

- возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

В соответствии со статьей 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы РФ предусматриваются выделение бюджетным и автономным учреждениям:

1) субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

2) субсидии на иные цели.

Порядок предоставления таких субсидий устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации.

В законах о федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ, в нормативно-правовых актах о местных бюджетах могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с государственными программами РФ, субъектов РФ, ОМСУ. (ст.79)

Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, влечет соответствующие увеличения уставного фонда государственного (муниципального) унитарного предприятия.)

Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве оперативного управления, автономному и бюджетному учреждению влечет соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления, государственного (муниципального) унитарного предприятия, автономного и бюджетного учреждения.

К бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения. (ст. 74.1)

Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов или возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров (кроме подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.(ст.78)

Субсидии предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ - в порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

2) из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете, законами субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

3) из местного бюджета - в порядке, предусмотренных решением представительного ОМСУ о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке ГРБС, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов этих юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов РФ и МО в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. (ст.80)

Вопрос 7. Программно-целевое планирование расходов бюджета

В соответствии с бюджетной реформой в бюджетный процесс с 2005 г. вводится программно-целевые методы планирования.

Программно-целевое планирование ─ система бюджетного планирования, связывающая произведенные расходы с ожидаемой отдачей от них, т.е. с их социальной и экономической эффективностью.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации выделяются:

1) долгосрочные целевые программы

2) ведомственные целевые программы

3) федеральная адресная инвестиционная программа

Федеральная адресная инвестиционная программа (ст. 179¹ БК РФ)

1) свод бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета;

2) содержит программную и непрограммную части;

3) утверждается как текстовая статья и приложения (одно публикуется, одно – секретное) к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Общие требования, предъявляемые к бюджетным целевым программам:

- четкая формулировка цели программы в соответствии с приоритетами государственной политики, полномочиями и сферами ответственности исполнительных органов;

- описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей);

- наличие системы показателей для измерения результатов реализации программы (индикаторов экономической и социальной эффективности) и целевых значений каждого из таких показателей;

- обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы;

- оценка внешних условий и рисков для реализации программы;

- определение системы управления реализацией программы, разграничение полномочий и ответственности различных единиц управления.

Долгосрочные целевые программы разрабатываются в виде единого документа, содержащего разделы:

1. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы

2. Система программных мероприятий

3. Ресурсное обеспечение программы

4. Механизм реализации программы

5. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации

6. Оценка ожидаемой эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы

7. Паспорт программы

Порядок разработки программ и оценка их эффективности предусмотрена в Постановлении Правительства РФ от 2 августа 2010 г. N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: