Финансовый потенциал Юга России объективно низок вследствие слабого экономического развития региона, низкого уровня производства Денежных средств.
ЮР обеспечивает налогов и сборов в бюджетную систему РФ:
2010 г. – 4,8%, в т.ч. в фед. бюджет – 3,7%
(Краснодарский край – 1,5% - max)
Согласно Налоговому Кодексу РФ с субъектов РФ взимается всего налогов – 28, в т.ч.
федеральных – 16
региональных – 7
местных – 5.
В РФ стремятся к отходу от расщепляемых налогов к закреплению налоговых доходов по принципу «один налог – один бюджет»
Финансовые результаты деятельности предприятий ЮР в 2010 г.:
Прибыльных организаций – 64,6%
Убыточных организаций – 35,4%
Прибыль – 92 039 млн. руб. (3,8% от РФ)
убыток – 33 100 млн. руб. (13,1% от РФ)
Число малых предприятий ЮР в 2010 г. – 5 место в РФ (11,7% от РФ, в т.ч.
Ростовская обл. – 3%
Краснодарский кр. – 3,6%
Ставропольский кр. – 1,9%
Волгоградская обл. – 1,5%
остальные – менее 1%
Вывод:. Особенности налогово-бюджетной системы РФ еще более сужают собственную доходную базу регионов ЮР и предопределяют их финансовую зависимость от федерального центра
|
|
Основная часть финансовой помощи распределяется между регионами по единым методикам через 5 фондов:
Фонд финансовой поддержки субъектов – регионов РФ (ФФПР) – 228 167,0 млн. руб. в 2010 г.
Фонд софинансирования социальных расходов – 25 853,5 млн. руб. в 2010 г.
Фонд регионального развития (ФРР) – 2 679,3 млн. руб. в 2010 г.
Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов
Фонд компенсаций – 62 366,9 млн. руб. в 2010 г.
Бюджетная обеспеченность значительной части регионов (ок. 80%) существенно зависит от ФФПР.
Методика распределения трансфертов:
1) определяется в соотв. со среднедушевой бюджетной обеспеченностью:
• индекс налогового потенциала (ИНП) – доходные возможности региона;
• индекс бюджетных расходов (ИБР) – бюджетные потребности.
2) Трансферт распределяется в 2 этапа:
первая часть трансферта (80%) – пропорционально отрыву бюджетной обеспеченности региона от среднероссийских значений;
вторая часть трансферта (20%) – доведение регионов с самой низкой бюджетной обеспеченностью до одного максимально возможного уровня.
Средства ФФПР:
2010 г. – 228 167 037,5 руб.
После распределения трансфертов из ФФПР регионам гарантируется бюджетная обеспеченность не ниже 64% от среднего уровня по РФ.
Выделение трансфертов ФФПР в 2010 г.
Субъект | Уровень реальной бюджетной обеспеченности, % | Размер трансферта, млрд. руб. | |
До распределения | После распределения | ||
РА | 26 % | 65,8 % | 2,632 |
РД | 24 % | 65,6 % | 14,813 |
РИ | 12 % | 64,2 % | 3,969 |
КБР | 32 % | 66,5 % | 4,022 |
РК | 34 % | 66,7 % | 1,329 |
КЧР | 25 % | 65,7 % | 2,864 |
РСО-А | 34 % | 66,7 % | 3,404 |
ЧР | 12 % | 64,2 % | 9,405 |
Ккр | 70,5 % | 77,7 % | 5,230 |
Скр | 52,5 % | 68,8 % | 6,229 |
АО | 112 % | 112 % | - |
ВО | 74,8 % | 80,9 % | 2,240 |
РО | 54,5 % | 69,05 % | 8,946 |
Вывод: Высокая объективная зависимость Юга России от финансовых трансфертов из ФЦ, неэффективность и непрозрачность использования финансовых ресурсов (теневая экономика) стали следствием контроля и подотчетности ФЦ.
|
|