1. Т. Кун высказал предположение, что эффективно работать в науке ученый может лишь в рамках одной парадигмы. Новую парадигму можно понять, признать, но лишь единицы смогут творчески ее разрабатывать – для этого в науку должно прийти следующее поколение ученых. Как вы думаете, почему так происходит? Ведь новые конкретные теории признаются и осваиваются без проблем?
2. Дж. Холтон предложил понятие «тематическое пространство науки» – круг вопросов, которые обсуждаются в науке на каждом этапе ее развития. Почему тематическое пространство науки меняется? Как это связано с парадигмой?
3. Согласны ли вы с тем, что ученый несет нравственную ответственность за то, как общество использует результаты его научных разработок?
Поисковые задания
1. Изучите более подробно концепцию одного из авторов некумулятивной модели: И. Лакатоса, С. Тулмина, Дж. Холтона. Выделите ключевые термины концепции, покажите, как она описывает внутреннюю динамику науки.
2. В чем состоят ключевые идеи синергетики как научной дисциплины?
3. Ведутся ли в области науки, по которой вы подходите профессиональную подготовку, разработки, требующие особого социального контроля? В чем состоит этическая ответственность специалиста в вашей сфере деятельности?
Рекомендуемые тексты для чтения.
1. Гейзенберг В. Картина природы в современной физике // Гейзенберг В. Избранные философские работы: Шаги за горизонт. Часть и целое. СПб.: Наука, 2006. С. 223 – 240.
2. Кун Т. Структура научных революций. Благовещенск: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. С. 17 – 27 (раздел 1).
3. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 707 – 736.