Экономические реформы в Китае в 1980х

После смерти в сентябре 1976 года Мао Цзэдуна страна встала перед серьезным выбором, продолжать ли ей дальше развитие в рамках социалистической системы или переходить к новому политическому строю.

Положение в стране к тому времени сложилось критическое. 80% населения существовали менее чем на доллар в день, а две трети взрослых не умела ни читать, ни писать; промышленность отставала от запада на десятки лет; связи с внешним миром были сведены к минимуму и даже отношения с остальными странами социалистического лагеря были весьма прохладными.

В декабре 1978 года Дэн Сяпоин встал у «руля китайской компартии». Имея опыт работы в экономических ведомствах, в том числе и в министерстве финансов,

Переход к капитализму виделся ему единственным выходом из сложившегося положения. Хотя все экономические реформы носили капиталистический характер, официальная идеологическая доктрина коммунизма осталась неизменной.

В самом начале своих реформ Дэн Сяпоин опубликовал «четыре основных принципа», которые доказывают верность социалистическому выбору. Во-первых, КНР продолжит идти «социалистическим путем». Во-вторых, страной будет править «диктатура пролетариата». В-третьих, реформы будут осуществляться под руководством компартии, а, в-четвертых, КПК будет исходить из «духовного наследия марксизма-ленинизма и Мао Цзэдуна». Все эти принципы были включены в конституцию 1982 года.

Свои аграрные реформы правительство Дэн Сяпоина решило в качестве эксперимента начать в одной из провинций, где была ликвидирована коллективная система хозяйства, а земля передана в аренду крестьянам. Так как новая система оказалась высокоэффективной (сборы зерна увеличились на 10%), то ее перенесли и на национальный уровень. Вскоре в КНР была проведена земельная реформа с использованием «политики ответственности крестьянских хозяйств», введено свободное ценообразование для крестьян, которые, по мере того как становились богаче, начали покупать промышленные товары. Впервые с 1949 года в Конституции были закреплены имущественные права граждан, что стало поощрять частную инициативу на селе. В результате с 1981 года 98% сельскохозяйственных земель обрабатывается крестьянскими семьями. За пять лет была решена продовольственная проблема и модернизировано с/х. Государство инвестировало средства в деревню. КНР стала экспортировать зерновые.

Успех реформы в сельском хозяйстве заложил основы для дальнейших преобразований. В 1978 году 100 предприятий в провинции Сычуань получили право не отправлять прибыль в государственную казну, а использовать эти деньги по своему усмотрению. Дэн сформулировал «политику промышленной ответственности», согласно которой каждое предприятие заключало с государством специальный контракт «о прибыли и убытках». Часть прибыли они перечисляли в госбюджет, а часть оставалась на предприятии и использовалась для инвестиций, повышения зарплаты работникам и т.д. Уже в 1980 году по этой схеме работало более 6000 предприятий, а к 1992 году уже все предприятия Китая были переведены на хозрасчет.

В начале 1980-х годов в конституцию КНР были внесены поправки, легализовавшие частные промышленные предприятия с количеством занятых менее 100 человек. Всего за пять лет после этого число таких предприятий выросло с 100 тысяч до 5,8 миллиона. Развивался мелкий и крупный бизнес. В 87 году объявлялось, что Китай строит «рыночный социализм».

После 1984 года, когда в КНР ликвидировали аграрные коммуны, их активы были переведены в «местные предприятия», которые стали основным двигателем индустриализации сельских районов. За десять лет их доля в промышленном производстве выросла с 10% до 25%; благодаря этим предприятиям было создано 95 миллионов новых рабочих мест. Производительность труда на этих предприятиях росла вдвое быстрее, чем на государственных, в первую очередь благодаря финансовой децентрализации и высвобождению финансовых ресурсов, которые были использованы в качестве инвестиций в новое оборудование.

После изоляции страны в период правления Мао Цзедуна одной из наиболее важных реформ стала политика «открытых дверей», которая оказала воздействие на все стороны жизни Китая. Чтобы укрепить свои связи с внешним миром, Китай открыл двери иностранным инвестициям, особенно в свободные экономические зоны (СЭЗ), учрежденные после 1978 года в приморских районах страны. В СЭЗ, куда из китайской глубинки стекалась дешевая рабочая сила, стали поступать иностранные инвестиции из Гонконга Тайваня и стран со значительной китайской диаспорой. Приток инвестиций возрос с 2,3 миллиардов долларов в 1984 году до 43,8 миллиардов. Но сохранялась руководящая роль государства и коммун партии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: