Среда банковского маркетинга - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами или внутри банка и влияющих на процесс принятия решений.
Что такое «внешняя среда» и «внутренняя среда»?
Внешняя среда представляет собой весьма сложное явление. В нее входят покупатели с демографическими характеристиками; конкуренты; посредники (коммуникационные фирмы, торговые агенты, рекламные агентства и др.); финансовые учреждения (банки, страховые компаний, пенсионные фонды).
К внутренней среде относят функциональные структуры банка, обеспечивающие управление, разработку и продвижение услуг до покупателя, обслуживание. В понятие внутренней среды входят также квалификация кадров, их правильное использование, системы передачи информации от верхних уровней управления к нижним и обратно (существенно важно, чтобы вся эта информация передавалась без искажений).
Системный подход, который так характерен для маркетинга, и заключается в том, что при анализе деятельности банка рассматривают внешнюю и внутреннюю среду в тесной совокупности и взаимосвязи, во всей их полноте.
|
|
Обобщенная система маркетинга «4Р», получившая название по четырем основным элементами: Product (продукт), Price (цена), Place (место), Profit (прибыль). [19]
Переход к новому типу банковского маркетинга, повлекшее за собой преобразование комплекса маркетинга «4Р». Данные компоненты «4Р» являются составляющими традиционной модели маркетинга. Некоторые авторы говорят о «5Р», включая продвижение (Promotion), персонал (Personal), а другие утверждают о «4С» или «7С». В центре любой модели находится клиент.
Роберт Лотерборн предполагает, что система «4Р» продавца соответствует «4С» потребителя. В ходе исследования предложенные системы были объединены таблице 1.1.
Социальная - этическая концепция, ориентированной на человека, комплекс маркетинга, представляет в качестве концепции "7С". В ней с помощью инструментов маркетинга достигается равновесие между интересами потребителей, производителей и общества в целом[10].
Таблица 1.1– Сравнительная характеристика систем «4Р», «4С», «7С»[20]
Система «4Р» | Система «4С» |
Product (Продукт) | Customer Solution (Решение потребителя) |
Price (Цена) | Customer Cost (Издержки покупателя) |
Place (Место) | Converieme (Удобство) |
Promotion (Продвижение) | Communication (Коммуникации) |
Дополнительные элементы | Система «7-С» |
Profit (Прибыль) | С-1 – клиент, С-2 – кадры, |
Personal(Персонал)People (человек) | С-3 – коммуникация, С-4 – координация, |
Public Relations (Связи с общественностью) | С-5 – качество услуг, С-6 – конкуренция, С-7 - культура. |
Поставщики банковских ресурсов.
Поставщиками финансовых ресурсов могут быть различные юридические и физические лица, являющиеся клиентами банка по сберегательным, инвестиционным и расчетно-кассовым услугам, а также центральный банк и другие кредитные учреждения, являющиеся продавцами кредитных ресурсов.
|
|
Поставщиками трудовых ресурсов для банков являются, конечно же, люди как собственники рабочей силы. В то же время при определенных обстоятельствах (возникающих на основе специфических договорных отношений) в роли поставщиков банковских трудовых ресурсов могут выступать и специализированные учебные заведения (университеты, академии, институты, техникумы и др.).
Важнейшим фактором банковского производства наряду с финансовыми ресурсами являются трудовые ресурсы - банковские служащие и менеджеры и т.д. Значение личного фактора видно из годовых отчетов кредитных институтов. В то время как затраты, связанные с персоналом, промышленных предприятий индустриально развитых стран в среднем составляют 20 % общей суммы расходов, в кредитных институтах они представляют вторую по величине статью затрат, колеблясь от 20 до 30 %. Автоматизация ведет к изменению структуры банковских трудовых ресурсов и росту требований к их качеству.
Поставщиками информационных ресурсов могут быть как сами объекты рыночных исследований (конкуренты, потребители, государство), так и учреждения информационной инфраструктуры: информационно-коммерческие телекоммуникационные сети («банки информации»), содержащие законодательные акты, реквизиты предприятий и организаций, сведения о ценах (в том числе мировых банковских ставках, страховых тарифах, валютных курсах), сроках проведения аукционов; центры конъюнктурных и маркетинговых исследований; кредитно-справочные фирмы; рекламные агентства; рейтинговые агентства и др.
Поставщиками технологических ресурсов отдельного банка могут быть либо специализированные фирмы по разработке программного обеспечения, либо другие коммерческие банки.
Основными поставщиками материальных ресурсов являются разнообразные и достаточно многочисленные промышленные и торговые фирмы - производители и дистрибьюторы оборудования, например, бронированные кабины для кассира пункта обмена валюты, разнообразное оборудование: компьютеры и оргтехника, детекторы валют, машинки для счета купюр, кассовые аппараты, сейфы, табло котировки валют и др. [11].