Задания. 1. По курсу математики (18,29,30) повторите определения основных математических понятий: величина и ее свойства

1. По курсу математики (18,29,30) повторите определения основных математических понятий: величина и ее свойства, зависимости между величинами, измерение величин, мера величины. Определите значение формирования этих понятий в математическом развитии дошкольника.

2. Изучите теоретический и методический материал по лекциям и пособиям (1,15,18,30) и подготовьте сообщения по темам:

1). Особенности развития у дошкольников представлений о размерах предметов.

2). Особенности развития у дошкольников представлений о массе предметов.

3). Особенности развития у дошкольников представлений об объемах жидких и сыпучих тел.

3. Выпишите из математических разделов программы «От рождения до школы» для каждой возрастной группы обучающие задачи по теме «Величина» (19).

4. По пособиям (1-14,16,17,20-28) познакомьтесь с технологиями развития величинных представлений у детей дошкольного возраста.

5. По учебнику (30) законспектируйте статью Р. Л. Непомнящей «Значение обучения дошкольников простейшим измерениям»

6. Изучите дидактические игры по теме «Величина» (см.Приложение 7). Методически обработайте одну из игр, изменив параметр рассматриваемой величины, дополнив цели игры обучающими задачами из других тем математического развития дошкольников и др.

7. Изготовьте демонстрационный комплект картонных полосок «Цветные числа» (размеры даны в сантиметрах):

Белая - 2х2, Розовая - 4х2, Голубая - 6х2, Красная – 8х2, Желтая - 10х2, Фиолетовая - 12х2, Зеленая - 14х2, Бордовая – 16х2, Синяя - 18х2, Оранжевая - 20х2.

8. Составьте подробные конспекты фрагментов занятий «Знакомство с величинами и приемами сравнения величин»:

Младший возраст:

- сравнение предметов по ширине;

- сравнение предметов по высоте.

Средний возраст:

- сравнение предметов по двум признакам протяженности (l 1 > l 2; а 1 < а 2)

- построение сериационного ряда по высоте из 5 предметов.

Старший возраст:

- сравнение предметов по трем признакам протяженности (l 1 < l 2; а 1 > а 2; h1 > h2);

- знакомство с прямой и обратной пропорциональными зависимостями между объемом жидкости (крупы) в сосуде, величиной мерки и числом мерок.

9. Подготовьтесь к проведению деловой игры: «Фрагмент занятия в ДОУ».

Задание: продемонстрировать подготовленные фрагменты занятий.

Игровая ситуация: один студент выступает в роли «воспитателя», треть студентов в роли «старших воспитателей», остальные в роли «детей».

10. Составьте (подберите) по одному конспекту интегрированного занятия по каждой из представленных образовательных областей, в которых одной из задач является формирование величинных представлений: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

11. Опишите ситуацию из повседневной жизни, в которой ребенок для решения конкретной задачи использовал имеющиеся у него представления о величинах.

Литература

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей

дошкольников. М., ВЛАДОС, 2004.

2. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 3-4 лет: пособие для педагогов дошк. учреж.: в 2 кн. / А.В. Белошистая.- М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.

3. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет: пособие для педагогов дошк. учреж.: в 2 кн. / А.В. Белошистая.- М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.

4. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошк. учреж.: в 2 кн. / А.В. Белошистая.- М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.

5. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009.

6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. Математика. Воронеж. ТЦ«Учитель», 2006.

7. Гойжа Н.В. Интенсивный курс подготовки к школе. М., АЙРИС ПРЕСС, 2006.

8. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). Выпуск 1: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сост. Е.Н.Панова.-Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.

9. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет/Л.Д.Комарова.-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

10. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Вторая младшая группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.

11. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Средняя группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.

12. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Старшая группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.

13. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Подготовительная к школе группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.

14. Компьютерные игры в обучении детей 4-7 лет: программа, развернутое планирование, модели занятий / авт. - сост. Л.К.Балобанова. – Волгоград: Учитель, 2012.

15. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.,1974 (книжный и электронный вариант).

16. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. - СПб: «Детство-пресс», 2007.

17. Метлина Л. С.Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. М., «Просвещение», 1977 (книжный и электронный вариант).

18. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 (книжный и электронный вариант).

19. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 2 изд., М.:МОЗАКА-СИНТЕЗ, 2011.

20. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.В. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников.М.,2009.

21. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. математика для дошкольников: Раз-ступенька, два-ступенька. М.,2009.

22. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы во второй младшей группе детского сада. – Мозаика-Синтез, 2013.

23. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в средней группе детского сада. – Мозаика-Синтез, 2013.

24. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в старшей группе детского сада. – Мозаика-Синтез, 2012.

25. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – Мозаика-Синтез, 2013.

26. Рогалевич Н.Н. 100 заданий для успешной подготовки ребенка к школе.- М., АСТ; Мн.: Харвест, 2007.

27. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М.,1987.

28. Сорокова М.Г. Математика в Монтессори-Педагогике.М.,1995.

29. Стойлова Л.П. Математика: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений /Л.П.Стойлова. – М.:Издательский центр «Академия», 2007.

30. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников./Под ред. А.А.Столяра. М., 1988 (книжный и электронный вариант).

Приложение 7Дидактические игры по разделу «Величина»

1. Игра «Цветные автомобили» (подвижная)

Цель: учить сравнивать на глаз две полоски по длине и

проверять глазомерные действия приёмами наложения или приложения.

Материал: цветные полоски-образцы: 10 см, 20 см, 30 см, закреплённые в разных местах комнаты. У каждого ребенка одна полоска равная полоске-образцу.

Ход игры: Воспитатель сообщает, что у каждого ребенка есть полоска - это номер машины. Просит показать её длину. Обращает внимание на гаражи для машин с соответствующими номерами. Дети, подражая машинам, двигаются по комнате. По сигналу «Машины в гаражи» подходят к полоскам-образцам. Нескольких детей воспитатель просит объяснить, почему выбран этот «гараж». Дети прикладывают свою полоску к образцу.

Варианты:

- сравнивать полоски по ширине (длина одинаковая);

- цвет полосок-образцов и полосок у детей различный;

- в средней группе сравнивают полоски по длине и ширине одновременно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: