Психология труда, инженерная психология, эргономика. Общее представления о дисциплинах

Раздел 1. Пси труда, инженерная психология и эргономика как научные дисциплины: предмет исследования и задачи практики, методы исследования и воздействия, связь с другими науками о труде и направленности психологии.

План:

  1. Психология труда, инженерная психология, эргономика. Общее представления о дисциплинах.
  2. Связь дисциплин с другими науками
  3. Связь с другими разделами психологии
  4. Сравнительная характеристика методов изучения и воздействия в дисциплинах

1) Группы методов

2) Применимость методов в зависимости от целей и задач дисциплины

Психология труда, инженерная психология, эргономика. Общее представления о дисциплинах.

Определения:

Труд – деятельность человека, в результате которой создается продукт, чем-то полезный для самого труженика либо для других членов общества.

Эргатическая система – рабочая система (человек- машина, человек-машина – среда, социотехническая система и т.д.)

Эргатическая функция – необходимый процесс, обеспечивающий преобразование предмета труда в продукт.

Субъект труда –носитель активности во взаимодействии с объектом, действует осознанно, руководствуясь образом требуемого результата (замыслом). Изучение человека как субъекта труда – предполагает исследование тех его сторон, свойств, процессов, которые важны для труда, или являются его следствием, сформированы трудом.

Ψ труда изучает психологические аспекты формирования и развития человека как субъекта труда и пути оптимизации его функционириования.

Общие теоретические подходы, технологии и методы решения проблем указанных ниже рассматриваются в психологии труда. Психология труда оказывается в роли связующей дисциплины, науки, разраба­тывающей общие теоретические подходы, методы исследования и практические технологии.

1) психологическое профессиоведение (принципы, методы психологического изучения отдельных профессий; классифика­ция профессий);

2) развитие человека как субъекта труда (формирование тру­доспособности, трудовое воспитание, функциональное развитие субъекта труда, психология в обучении и переобучении, оценка компетентности, психология профессионального развития личности, кризисы и конфликты);

3) дифференциальная психология труда (проблемы прогно­зирования и оценки профпригодности, формирование эффектив­ного индивидуального стиля деятельности, психология профот­бора, аттестации и карьерного консультирования);

4) психология в проектировании, оценке и рационализации
труда и его компонентов, управление качеством продукции
;

5) психология работоспособности человека, оптимизацию функциональных состояний (преодоление профессионального стресса, монотонии, адаптация и дезадаптация в труде и пр.);

6) психология в профилактике травматизма и аварийности;

7) психология трудовой мотивации;

8) психология группового субъекта труда.

Еще + организационная психология является прикладной отраслью психологии, изучающей основные аспекты деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации.

Инженерная Ψ изучает объективные закономерности процессов взаимодействия человека и техники для использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации системы «Человек-машина». Деятельность человека и функционирование машины рассматривается во взаимосвязи. Главные задачи: исследование процессов приема, переработки и хранения информации человеком в деятельности программирования, управления и контроля за работой технических устройств, выявления психологических факторов надежности и эффективности систем «человек-машина».

Оператор - субъект в автоматизированных системах управления. Управление как целенаправленное воздействие на целостный объект. Автоматизированное - класс систем, в котором человек включен в последовательное контр-управлением объектом. (бывает, когда включен параллельно, когда человек в основном выполняет функцию контроля, а управление происходит автоматически)

Основные функции оператора:

1.Прием информации
2.Принятие решения
3.Исполнение принятого решения
4.Контроль

Специфика деятельности: оператор- субъект в автоматизированных средствах управления; функции тех технических средств, с которыми имеет дело оператор (прием информации, замещения реального объекта); опосредование деятельности знаковыми системами; взаимодействие с объектом- информационное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: