Психологическое профессиоведение (психология профессий) — направление психологии труда, в котором разрабатываются теоретико-методологические подходы, принципы и технологии, методы изучения конкретных профессий, а также проводятся исследования по их классификации.
Профессия «говорить публично, объявлять, заявлять»:
1. Область общественного разделения руда, в которой создаются определенные продукты, имеющие потребительную стоимость. Множество трудовых постов.
2. Сам процесс трудовой деятельности, его своеобразия
3. Требуемая квалификация и уровень компетентности работников
4. Сознание человеком своей принадлежности к профессиональному сообществу (профессиональная идентичность)
Специальность – образовательная программа, модель того, что должен знать профессионал.
Специализация – профиль специальности.
Профессиональная роль — специфические обязанности работника, его типичные функции, а также воспринимаемые обязанности человека в организации (со стороны самого работника и других людей).
|
|
Профессиональная деятельность (конкретно определение не нашла, но:
Климов предлагает определение понятия «деятельность» как формы активности субъекта, которой присущи 3 признака:1) имеет место процесс действий (некоторая совокупность, последовательность); 2) процесс действий сознательно направлен на приспособление к требованиям среды или некоторому ее преобразованию; 3) процесс действий имеет значение для существования и развития человека и (или общества).
Задача — единица труда, которая предполагает выполнение трудовых действий.
Трудовое действие - живой человеческий труд, сознательно регулируемая трудовая активность человека.
Производственная операция как способ осуществления действий;
Эргатическая система – это система взаимодействия человека с внешней реальностью, т.е. система «субъект – объект». Включает: Субъект — орудия и средства труда – объект труда – условия труда
Эргатическая функция – процессы преобразования предмета труда в продукт.
ЭФ могут осуществляться: 1.Работающими людьми; 2.Домашними животными; 3.Механизмами, машинами, автоматами.
ЭФ,выполняемые человеком, являются трудовыми функциями (или формами труда)
Перечень основных эргатических функций:
1. Функции духовного производства: построение идеологии, целеполагание, накопление знаний и эмоционального опыта и тд.
2. Функции производства упорядоченности социальных процессов: построение общественных норм и правил, социальных коммуникаций, общих планов деятельности
3. Функции производства полезных действий и обслуживания и самообслуживания: построение жизнеобеспечения субъекта труда; построение средств развития, восстановления (режим работы, ремонт, лечение)
|
|
4. Функции материального производства: оперативно-гностические функции (прием, переработка и хранение информации, принятие решения), оперативно-практические функции (организация предметной и социальной среды, внешних средств работы, себя самого, управление средством и т.д.).
Производственная сред а - это среда, где человек осуществляет свою трудовую деятельность (предметы труда, орудия труда, продукты труда, условия труда).
Условия труда по Климову: бытовые условия, на открытом воздухе. + можно добавить разные факторы среды (опасные физические, биологические, химические)
Трудовой пост – ограниченная вследствие разделения труда и к-л образом зафиксированная область приложения сил чела, рассчитанная на создание ч-л ценного для об-ва (материал вещи, инфо, сфера услуг, эстетич ценности и т.д.) Это некоторое социально фиксированное разно- многопризнаковое системное образование.
Примерно = должность в организации, трудовых постов в организации столько, сколько людей в ней работе, если все должности заняты.
Компоненты трудового поста:
· Заданные цели (результат или продукт труда)
· Предмет труда (совокупность признаков вещественных или мысленно выделяемых, связанных системно, составляет основу профессионального опыта, которыми субъект должен оперировать)
· Система орудий-средств труда
Ø Вещественные:
средства познания (приема, переработки информации) – приборы, машины;
средства воздействия на предметную ситуацию (ручные, механизированные, автоматизированные).
Ø Внешние функциональные ср-ва труда:
выразительные ср-ва поведения, речи чела как субъекта труда (интонация, позы, жесты, выражение лица).
Организм чела как субъекта труда (балерина, акробат)
Ø Внутренние функциональные ср-ва:
Невербальные (мысленные образцы объектов, процессов, их признаков, мысленные схемы планы познавательных и исполнительных процессов)
Вербальные (правила, самоинструкции, алгоритмы, кот удерживаются в памяти)
· Совокупность профессиональных особенностей (задач) и трудовых функций (действий) по их выполнению
· Требуемая квалификация
· Права и льготы, заработная плата работника
· Производственные условия (предметная, информационная, социальная среда)
На компоненты трудового поста влияют Психические регуляторы труда:
Образ:
· Субъективная модель реальности (по сути)
· Продукт психической активности субъекта (по генезу)
· Средство регуляции его поведения (по функции)
Основные группы образов – регуляторов поведения субъекта.
1. Образ объекта:
· Чувственный, перцептивный
· Репрезентативный, конкретный представления
· Репрезентативный отвлеченный – понятия, схемы, алгоритмы
2. Образ субъекта: Актуальный образ-Я, обобщенный Я-образ, Образ в прошлом, в будущем
3. Образ S-o S-S отношений: Потребности, состояния, мотивы, характер, эмоции, чувства, направленность личности
+
· Потребность – состояние нужды человека в чем-то
· Мотив- образ предмета потребности
· Мотив труда – образ предмета потребности субъекта труда
+ иерархия мотивов, стимулы труда, ожидания, удовлетворенность трудом, смыслы, идеалы, ценности, профессиональные интересы и склонности.
2.Цели психологического изучения профессиональной деятельности (конкретно они не обозначены, но логически можно вывести следующее):
- отбор и оценка персонала
- прогнозирование профессиональной пригодности
- рационализация труда
- снижение травматизма