Общая характеристика феодальной политико-правовой идеологии. Теологическое мировоззрение средних веков. Перманентный конфликт между государством и церковью. Идеи спасения, эсхатологичности истории, преобладания духовного над земным. Слово – как содержание истины. Характеристика эпистемы: догматика и схоластика. Противоречивость закона и благодати. Измена христианской церкви учению Христа. Главные направления политической и правовой мысли.
Фома Аквинский. Биография. Понятие государства, причины и процесс его образования. Учение о государственной власти, о соотношении церкви и государства. Учение о народовластии. Сопротивление правителям. Формы правления. Теория права: понятие права, формы права, иерархия законов. Религиозная этика и право. Значение учения Аквината. Политические и правовые идеи средневековых ересей: ранние ереси по поводу догматических споров, их национально-социальные особенности, катары, патарены (Арнольд Брешианский), богомильцы, альбигойцы, вальденсы (Пьер Вальдо), манихейство и их социально-религиозные особенности, бюргерская ересь (Дж. Уиклиф), крестьянско-плебейская ересь (лолларды, табориты). Марсилий Падуанский. Биография. "Защитник мира" и его структура. Понятие, причины и процесс образования государства. Теория народовластия. Формы государства. Разделение государственной власти. Функции народа и исполнительной власти. Место церкви. Основные изменения концепции во втором трактате "Защитника мира". Учение о законах, государственная воля как сущность закона, виды законов.
|
|
Политико-правовая идеология основных направлений ислама в странах Востока. Источники исламского права. Коран и Сунна. Исламские юристы: аль-Фараби, Ибн Син, Ибн Рушд, Ибн Хальдун и их взгляды на халифат, его формы, источники права. Реформация и правовые идеи мусульманских мыслителей XIX-ХХ вв: аль-Афгани, Абдо, Рашид, Разек. Решение ими проблем отношений государства и общества, формы правления, теологичности государства, источников права.