Субъекты управления

В качестве субъектов управления выступают специальные службы, органы, подразделения различных объектов управления, называемые финансовым аппаратом[1].

На общегосударственном уровне аппарат управления финансами включает органы законодательной и исполнительной власти. В Российской Федерации к ним относятся Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ, соответствующие органы федеральной исполнительной власти (Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, федеральная таможенная служба и другие).

На уровне субъектов государства и муниципальном уровне аппарат управления финансами включает соответствующие органы представительной (например, законодательное собрание субъекта) и исполнительной власти.

На уровне хозяйствующих субъектов аппарат управления финансами определяются его организационно-правовой формой и учредительными документами.

На уровне домашних хозяйств субъектами управления являются сами домохозяйства.

3. Расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, необходимость и основы их разграничения. Содержание и назначение расходов бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Разграничение расходных обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований определяется бюджетным кодексом. Ст. 30 БК РФ определяет следующий принцип:

Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

В соответствии с комментируемой статьей БК РФ принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ разбивается на два взаимосвязанных принципа. Во-первых, каждый уровень бюджетной системы - федеральный, региональный либо местный бюджет - имеет равные права на закрепление за ним в части либо полностью доходов, определенных бюджетным законодательством. Во-вторых, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять объем расходов и направления расходования средств соответственно федерального, регионального и местного бюджетов.

Расходы бюджета — денежные средства, предоставляемые из бюджета на выполнение органами государственной власти и мест-ного самоуправления возложенных на них функций и задач.

Основное назначение расходов бюджета проявляется в использовании бюджетных средств органами государственной власти и местного самоуправления в ходе их деятельности по управлению экономикой, регулированию социальной сферы, стимулированию научно-технического прогресса, обеспечению обороноспособности и правопорядка в государстве и т. п.

На величину и структуру расходов бюджетов оказывают влияние: объем валового внутреннего продукта как основного источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов; особенности исторического развития государства (например, в периоды военных действий возникает объективная необходимость в наращивании объема бюджетных ресурсов, направляемых на военные цели); социально-экономические задачи (например, проводимая в Российской Федерации судебная реформа обусловливает рост бюджетных расходов на судебную власть в связи с увеличением численности судей, расширением состава судебных участков, повышением должностных окладов судей и работников аппарата судов и др.); функции, выполняемые органами государственной власти и местного самоуправления.

Функциональный состав расходов отражает распределение бюджетных средств по основным направлениям деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в различных сферах жизни общества:

• осуществление правотворческой, судебной, управленческой, правоохранительной деятельности;

• реализация социальных прав граждан, устанавливаемых Конституцией РФ, включая права на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, защиту материнства и детства, на жилище;

• обеспечение внутренней и внешней безопасности государства, международное сотрудничество;

• государственное регулирование и стимулирование экономики, научно-технического прогресса;

• формирование государственных (муниципальных) запасов и резервов;

• управление государственным (муниципальным) долгом и др.

Функциональная структура расходов позволяет раскрыть роль государства в управлении экономикой и социальной сферой общества.

За счет средств федерального бюджета обеспечивается реализация полномочий органов государственной власти РФ по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Средства бюджетов субъектов РФ используются на финансирование полномочий органов государственной власти субъектов РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Местные бюджеты обеспечивают реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Из бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ финансируются следующие виды расходов:

• государственная поддержка приоритетных отраслей национальной экономики (в том числе сельского хозяйства, отдельных видов транспорта, связи, дорожного хозяйства, метрополитенов);

• обеспечение правоохранительной деятельности;

• финансирование общего образования по основным образовательным программам;

• обеспечение социальной защиты населения;

• развитие рыночной инфраструктуры;

• охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов;

• иные виды расходов, связанные с реализацией полномочий органов государственной власти по предметам совместного ведения.

БИЛЕТ 23

1. Общественное воспроизводство: сущность, виды, теоретические модели.

Общественное воспроизводство — непрерывное возобновление в масштабе общества процесса производства как единства производительных сил и производственных отношений. Общественное воспроизводство есть постоянно повторяющийся процесс производства. В экономике постоянно наблюдается циклический круговорот продукции, товаров, услуг в виде воспроизводственных процессов.

Цепочка «производство — распределение — обмен — потребление» никогда не прерывается, кроме того, все четыре фазы существуют одновременно, поскольку ни одну из фаз невозможно остановить, чтобы не разорвать цепь. Так осуществляется процесс воспроизводства.

Различается простое и расширенное воспроизводство.

Простое– это возобновление производства в неизменных масштабах относительно количества и качества изготовленной продукции. Факторы производства не изменяются в каждом последующем цикле. Весь дополнительный продукт направляется на потребление.

Расширенное– воспроизводство, при котором размеры продукта в каждом последующем цикле возрастают и повышается качество продукта. Для этого используются дополнительные факторы производства. Источником их увеличения или качественного совершенствования является дополнительный продукт.

Модель воспроизводства Ф.Кенэ тесно связана с его теорией классов. Заслуга Ф.Кенэ состоит в том, что воспроизводство он предвидел не только как воспроизводство материальных благ, но и как воспроизводство классов, т.е. производственных отношений. Он впервые поставил вопрос об основных и производных доходах. Ф.Кенэ анализирует только простое воспроизводство, абстрагируясь от внешней торговли, изменчивости цен. Основное место в его теории воспроизводства занимает проблема реализации. Данная модель воспроизводства показывает, что повторение процесса производства возможно при условии пропорциональности, которая достигается на основе конкуренции и свободной игры цен, т.е. на основе «естественного порядка». Вмешательство государства нарушает этот порядок. Теория воспроизводства Ф.Кенэ была первой попыткой рассмотрения процесса воспроизводства в масштабе общества.

Позднее к процессу воспроизводства в масштабах общества обратился К.Маркс. Он создал теорию воспроизводства общественного капитала, которая состоит из трех взаимосвязанных частей:

- абстрактной теории реализации;

- теории национального дохода;

- теории экономических кризисов.

Основные положения теории воспроизводства общественного капитала сводятся к следующему.

1. Производство материальных благ в любом обществе есть непрерывно повторяющийся процесс, или воспроизводство.

2. Воспроизводство общественного капитала выступает как его движение в сфере производства и в сфере обращения. Результат этого движения выражается в совокупном общественном продукте.

3. Процесс воспроизводства — это единство трех процессов: воспроизводства совокупного общественного продукта, производительных сил и производственных отношений.

4. Воспроизводство охватывает все четыре фазы (момента) общественного производства: собственно производство (процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества); распределение (процесс определения доли, количества, пропорции участия каждого члена общества в произведенном продукте); обмен (процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей) и потребление.

5. Условием прогрессивного развития общества является расширенное воспроизводство, основанное на машинной технике. Источником расширения (накопления) общественного капитала является прибавочная стоимость.

6. Условием непрерывности общественного производства является создание и наличие материальных запасов, общественных резервов в размере годового объема продукции.

7. Воспроизводство предполагает соотношение между структурой производства и структурой общественных потребностей, т.е. определенную пропорциональность.

8. Все общественное производство разделяется на два подразделения: I — производство средств производства и П — производство предметов потребления. Преимущественное развитие имеет I подразделение.

2. Финансовое планирование, его содержание и задачи.

Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию и в то же время является его составной частью, так как разработка финансовых планов осуществляется на основе показателей финансовых прогнозов.
Необходимость финансового планирования обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по сравнению с материально-вещественными элементами процесса производства.
Эта обособленность, а так же обратное воздействие финансовых ресурсов через их распределение на процесс производства обусловлена необходимостью равномерного формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.
Финансовое планирование - деятельность, направленная на обоснование планомерного формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, как на общегосударственном уровне, так и на уровне территорий, отраслей, предприятий, организаций.

Основной объект финансового планирования - финансовые ресурсы.
Субъекты финансового планирования - органы государственной власти, местного управления и самоуправления, специализированные структурные подразделения различных отраслей, предприятий, организаций.
В процессе финансового планирования на различных уровнях проявляют свое действие распределительные и контрольные функции финансов.
С помощью распределительной функции устанавливаются научно обоснованные пропорции формирование, распределение и использование финансовых ресурсов.
С помощью контрольной функции контролируется соблюдение пропорций на различных уровнях. Они выражаются в конкретных финансовых показателях.
Цель финансового планирования - обеспечение финансовыми ресурсами воспроизводственного процесса на различных уровнях в соответствии с программами, прогнозами социально экономического развития различных субъектов, с целями и задачами финансовой политики.

Задачи финансового планирования:
1. установление необходимого объема финансовых ресурсов и определение конкретных источников его формирования.
2. разработка механизма мобилизации финансовых ресурсов.
3. установление научно обоснованных пропорций распределения финансовых ресурсов.

3. Муниципальные финансы, их состав, особенности организации.

Основная задача организации муниципальных финансов — обеспечение органов местного самоуправления финансовыми ресурсами в объеме, достаточном для самостоятельного решения вопросов местного значения. Согласно ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления органы местного самоуправления имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны их полномочиям. Формирование стабильной финансовой базы органов местного самоуправления является важнейшим направлением проводимой в Российской Федерации реформы местного самоуправления.

Принадлежность финансовых ресурсов органам местного самоуправления, реализующим правомочия муниципального собственника, — один из содержательных признаков муниципальных финансов. За счет финансовых ресурсов органов местного самоуправления по смете доходов и расходов обеспечивается деятельность органов управления отдельными населенными пунктами, не являющимися муниципальными образованиями и входящими в состав муниципального образования. Таким образом, организация муниципальных финансов «привязана» к муниципальным образованиям, в границах которых осуществляется местное самоуправление.

Многообразие видов муниципальных образований, предусмотренных федеральным законодательством, позволяет выделять финансы поселений, городских округов, муниципальных районов и внутригородских территорий городов федерального значения. Финансы поселений призваны обеспечить реализацию полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, закрепляемых федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ за поселениями. За счет финансовых ресурсов органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) решаются вопросы местного значения, отнесенные к ведению муниципальных районов (городских округов), а также реализуются полномочия местного самоуправления, переданные органами местного самоуправления поселений, и государственные полномочия, делегированные органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

Необходимость разделения государственных и муниципальных финансов продиктована обособленным положением органов местного самоуправления в системе органов власти. В своей деятельности органы местного самоуправления обеспечивают реализацию права граждан на самостоятельное и под свою ответственность решение всех вопросов местного значения, определенных федеральным законодательством.

Статья 12 Конституции РФ гарантирует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это предусматривает, что органы местного самоуправления приобретают право на формирование собственных финансовых ресурсов и самостоятельный выбор направлений и форм использования денежных средств. Запрет на произвольное отчуждение финансовых ресурсов органов местного самоуправления (ст. 31 БК РФ) дополняется гарантией передачи органам местного самоуправления дополнительных финансовых ресурсов в порядке обеспечения делегируемых им государственных полномочий.

Самостоятельность местного самоуправления подкрепляется организационным обособлением органов местного самоуправления от органов государственной власти. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это предопределяет самостоятельность установления муниципальным образованием структуры органов управления местными финансами, форм их взаимодействия, полномочий конкретных органов и их должностных лиц. Федеральное законодательство предусматривает меры по защите органов местного самоуправления, в том числе органов управления местными финансами от вмешательств в их деятельность со стороны органов государственной власти.

Следуя Конституции РФ, неотъемлемым признаком местного самоуправления является самостоятельное формирование местных бюджетов.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (ст. 14 БК РФ).

Местные бюджеты — центральное звено местных финансов, в котором мобилизуется основная часть финансовых ресурсов муниципальных образований и за счет средств которого финансируются основные потребности местного сообщества.

Средства местных бюджетов находятся в собственности муниципального образования, что закреплено ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Формирование местных бюджетов осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений, других доходов местных бюджетов.

БИЛЕТ 24

1. Рынок капитальных ресурсов. Основной и оборотный капитал. Дисконтирование.

Рынок капитальных ресурсов (активов) – это составная часть рынка факторов производства. К нему относятся: все разновидности зданий и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования и инструментов; земля; сырье и материалы; энергия и идеи; программное обеспечение для ЭВМ и разнообразная информация экономического содержания.

Формы капитала и капитальных активов разнообразны, однако рынок требует их единообразной оценки и соизмерения. Общим знаменателем, к которому сводят стоимость капитала в форме любого актива, выступает их денежная оценка.

По существу, все экономические блага производственного назначения, будучи выраженными в денежной форме, приобретают вид капитального актива, обращающегося на рынке.

Основной капитал включает основные средства, а также незавершенные долгосрочные инвестиции, нематериальные активы и новые долгосрочные финансовые инвестиции (вложения).

Оборотный капитал (оборотные средства) – это часть капитала фирмы (предприятия), вложенного в его текущие активы. По материально-вещественному признаку в состав оборотного капитала включаются: предметы труда (сырье, материалы, топливо и т. д.), готовая продукция на складах, товары для перепродажи, денежные средства и средства в расчетах. Характерной особенностью оборотных средств является скорость их оборота. Функциональная роль оборотных средств в процессе производства в корне отличается от основного капитала. Оборотные средства обеспечивают непрерывность процесса производства.

Исчисление дохода, или определение расчетной величины чистой производительности капитала, называется дисконтированием.

Дисконтирование является универсальной методикой приведения будущих денежных потоков к настоящему моменту, основанной на понятиях сложных процентов. Формула дисконтирвоанной текущей стоимости денежных потоков выглядит следующим образом:

, где

CFi — денежные потоки i-го периода;

r — ставка дисконтирования;

N — число периодов.

2. Органы управления финансами на региональном и местном уровнях, их функции.

Высшие органы законодательной власти субъектов РФ утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции (о введении региональных налогов и сборов в соответствии с перечнем, установленным налоговым законодательством РФ, о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год и отчете о его исполнении и др.).

Кроме того, законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации обладают правом законодательной инициативы и по федеральным законам, в том числе в области финансов.

Высшие органы исполнительной власти субъектов РФ ответственны за выработку финансовой политики региона, составление проекта бюджета субъекта РФ и организацию его исполнения.

В соответствии со ст. 77 Конституции субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему региональных органов государственной власти на основе общих принципов, определенных федеральным законодательством.

В составе администраций субъектов Российской Федерации создаются специализированные финансовые органы: министерства финансов, департаменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управления и т.п. Их функции сходны с функциями Министерства финансов РФ, но в пределах компетенции исполнительных органов субъектов РФ.

К основным функциям относятся: разработка региональной финансовой политики, непосредственная разработка проектов региональных бюджетов, организация их исполнения, разработка программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей и организаций региона, осуществление государственных заимствований субъектов РФ.

Следует иметь в виду, что для осуществления последней функции в составе исполнительных органов власти субъектов РФ может быть создан специальный орган (например, Комитет муниципальных займов Правительства г. Москвы). Региональные финансовые органы также могут иметь свои подразделения на местах — как правило, финансово-казначейские управления (или филиалы).

Финансовые органы субъектов Российской Федерации в отличие от финорганов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления, непосредственно не подчиняются Министерству финансов России. Тем не менее они представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Минфин России, в координации с последним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.

В составе многих региональных финансовых органов созданы собственные территориальные казначейства для осуществления учетно-контрольных функций по исполнению региональных бюджетов в соответствии с действующим бюджетным законодательством.

Представительные органы местного самоуправления принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муниципальных образований. Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление и исполнение местного бюджета.

Как правило, в их составе действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы. Право на формирование и исполнение местных бюджетов муниципальными образованиями гарантировано ст. 132 Конституции Российской Федерации.

3. Бюджетный процесс в Российской Федерации, его задачи, этапы. Участники бюджетного процесса в Российской Федерации, разграничение их полномочий

Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Законодательство определяет круг участников бюджетного процесса и их полномочия.

В соответствии со статьей 164 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:

· Президент РФ;

· Государственная дума Федерального собрания РФ;

· Совет Федерации Федерального собрания РФ;

· Правительство РФ;

· Министерство финансов;

· Министерство по налогам и сборам;

· Центральный банк;

· Счетная палата;

· Государственные внебюджетные фонды;

· Главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Непосредственную разработку проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов.

Оно обладает следующими бюджетными полномочиями:

· составляет проект федерального бюджета и представляет его в правительство РФ;

· принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

· по поручению правительства РФ представляет сторону государства в договорах о предоставлении кредитов за счет средств федерального бюджета;

· составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

· разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;

· разрабатывает по поручению правительства РФ Программу государственных внутренних и внешних заимствований;

· осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями;

· проводит проверки финансов получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, кредитов и гарантий;

· ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

· осуществляет управление государственным долгом РФ;

· составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;

· ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета.

Действующее законодательство предоставляет особые полномочия министру финансов по обеспечению процесса исполнения бюджета. Он, в частности, утверждает сводную бюджетную роспись, а также лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств; предоставляет бюджетные ссуды; имеет право сокращать расходы федерального бюджета в размере, не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет; имеет право перераспределять ассигнования между главными распорядителями средств федерального бюджета и статьями функциональной и экономической классификаций расходов в пределах 10% утвержденных расходов.

Бюджетный процесс состоит из четырех стадий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: