Феодальное гос и право в Индии

Индия в Средние века была раздробленной страной, бесконечные конфликты между племенами тормози ли ее развитие. Лишь в V-VI вв. завоеватели гунны и груджары, сливаясь с местным населением севера Индии, формируют гос Пратихаров, значительно более мощное по сравнению с существующими княжествами Юга, возглавляемыми князьями - махараджи и советниками, представляющими мантрипаришад. С вторжением моголов прекращается и развитие гос Пратихаров. Моголы образовали здесь Делийский султанат.

Расслоение индийского общества происходило за счет выделения богатой общинной верхушки, развития храмового хозяйства индусских и буддийских монастырей. Разоренные крестьяне попадают в зависимость и эксплуатируются.

Со временем это расслоение становится кастовым. Наиболее выгодное положение занимали брахманы-землевладельцы, низшую ступень кастовой лестницы - «неприкасаемые» - арендаторы земли, практически лишенные всяких прав, но наделенные массой обязанностей. Кастовое разделение создавало отлаженный механизм эксплуатации неза­щищенного населения.

Период правления мусульманских султанов привел к значительному перераспределению приоритетов власти. Землевладельцы выплачивали харджу - земельный налог, коренное немусульманское население платило джизью - подушный налог. Концентрируя доходы гос в собственной казне, султан постепенно формирует новую социальную прослойку своих подданных, кот дарованы земли и свобода от налогообложения.

Образование в XVI-XVII вв. Империи Великих моголов сделало Индию централизованным госм. Власть султана / падишаха (лицо от бога) передавалась по наследству. От лица султана его помощник - визирь выполнял ф-ции законодат. и судебной власти. Чиновничий аппарат состоял из диванов - специальных ведомств, распределенных в зависимости от рода выполняемой деятельности. Сущ. должность дворцо­вого управителя - вакил-и-дар. Территория гос была поделена на 23 провинции, провинции - на области (щики), области - на районы (парганы). Выделялось 15 областей, кот возглавлялись хакимами. В области были фоуджар - военачальник и гомашт - сборщик налогов. Во главе каждого города находился котвал. Индийская армия формировалась по принципу десятичности. Каждый военачальник руководил числом воинов, кратным десяти. И мусульмане, и коренные индийцы должны были уважать правосудие, начертанное Кораном. Все судопроизводство велось судьями-кадиями, кот назначались султаном и не были связаны с чиновничьим аппаратом. Не смотря на массу вводимых преобразований в Индии, создать мощный управленческий аппарат и наладить централизованную систему налогообложения правителям так и не удалось. Видимо мусульманская система не могла полностью интегрироваться в индийских поселениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: