Тем не менее в современной отечественной литературе цивилизационный подход в типологии государства рассматривается одним из основных. Выделяется три важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:
- сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения;
- государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры;
- разнородность культур - во времени и пространстве - позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях.
Типы государств по цивилизационному признаку делятся на первичные и вторичные, которые разделены по уровню их организации. Для государств первичных цивилизаций (древнеегипетской, шумерской, ассиро-вавилонской, иранской, бирманской, сиамской, кхмерской, вьетнамской, японской и др.) характерны:
|
|
а) огромная роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры;
б) соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе.
Во вторичных цивилизациях - западноевропейской, североамериканской, восточноевропейской, латиноамериканской, буддийской и др.:
а) проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом: власть оказывалась уже не такой всесильной и всепроникающей, какой она была в первичных цивилизациях;
б) положение правителя, олицетворявшего государство, было двойственным: с одной стороны, он достоин всяческого повиновения, а с другой - его власть должна соответствовать сакральным принципам и законам, а иначе она незаконна.
Достоинства:
1) данный подход ориентирует на познания социальных ценностей, присущ конкретному обществу;
2) значительно богаче и многомернее формационного подхода, т.к. позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества;
3) цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и социально- экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материальноэкономического начала, из взгляда на государство с предельно широких позиций определяющего воздействия на него прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.
Слабые стороны: классификация по цивилизационному признаку страдает схематизмом, нечеткостью, серьезной недоработанностыо.