Обязательные резервные требования. Объем депонируемых резервов в Банке России значительно снизился в конце 2008 г. Во время кризиса Банк России использовал обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора. В целом во время острой фазы кризиса Банк России снизил нормативы обязательных резервов до 0,5% по всем обязательствам банков. В результате этой меры банки получили дополнительные средства. В мировой практике одним из основных методов оценки эффективности управления нормативами обязательных резервов является оценка их влияния на ставки межбанковского кредитования.
Операции на открытом рынке. С началом кризиса наблюдался резкий рост объема средств, предоставляемых центральным банком коммерческим банкам. Пик предоставления средств пришелся на конец 2008 — начало 2009 г. Сравнение динамики предоставления средств и ставок межбанковского кредитования также показывает, что эти операции не оказали сильного стабилизирующего эффекта на межбанковский рынок.
|
|
Рефинансирование. Во время кризиса произошли изменения в условиях предоставления ликвидности по отдельным инструментам. Одним из основных инструментов рефинансирования во время острой фазы кризиса выступали кредиты без обеспечения.
В целом антикризисные меры государства во многом оказались действенными именно для банковского сектора.
Обязательные резервы. В случае единого норматива резервирования данный метод денежно-кредитного регулирования считается административным и выступает для кредитной организации в качестве своеобразного налога, так как обязательные резервы — это бездоходные вложения, которыми банк может воспользоваться только в экстраординарных случаях: в условиях серьезных экономических кризисов, по разрешению центрального банка, при банкротстве кредитной организации.
Величина норматива обязательных резервов может варьироваться в зависимости от:
· вида кредитного института;
· срока привлечения ресурсов;
· вида привлеченных ресурсов;
· вида вкладчика;
· вида валюты вклада.
Если норматив обязательных резервов варьируется в зависимости от какого-то из вышеперечисленных критериев — инструмент можно считать рыночным, так как центральный банк, дифференцируя значения норматива для разного вида обязательств, влияет на ресурсную базу кредитной организации, а кредитная организация может управлять величиной обязательных резервов, депонируемых в Банке России, меняя структуру ресурсов посредством изменения условий привлечения средств клиентов.
Устанавливая различные значения норматива обязательных резервов для различных видов резервируемых обязательств, центральный банк влияет на структуру ресурсов банковского сектора.
|
|
Резервируемые обязательства. Данный подход к определению базы резервирования отвечает международной практике. В большинстве стран мира резервируются краткосрочные обязательства кредитных институтов, а долгосрочные ресурсы либо не включаются в базу резервирования, либо резервные требования по ним невелики (от 1 до 20/о).
Обязательные резервы — это инструмент грубой настройки, используемый центральными банками для серьезного изменения ликвидности кредитной организации или банковского сектора. Увеличение норматива обязательных резервов, расширение резервируемой базы приводит к увеличению средств, депонируемых на резервных счетах в Банке России, снижению кредитного потенциала коммерческих банков, сокращению денежной массы. Уменьшение норматива резервирования приводит к росту свободных ресурсов коммерческого банка, необходимых для роста кредитования, и увеличению денежного предложения. В период финансовых кризисов центральные банки стран часто используют данный метод денежно-кредитного регулирования для стабилизации банковской системы.