Мастерство педагогического взаимодействия

Деятельность учителя сложна, ответственна, трудоемка. Его иногда называют «навечно вызванным к доске». Важнейшим инструментом деятельности педагога является общение. Можно выделить следующие функции общения:

– ………………………………………;

– ……………………………………….;

– ……………………………………….;

– ……………………………………..;

– ………………………………;

– ………………………………..;

–.....

Современная педагогика выделяет три основных стиля педагогического общения:

Авторитарный: общение-……………., общение-……………...

Демократический, построенный на основе ……………………

………………………., предполагающий диалогичность, дружеское расположение к воспитаннику.

Либеральный или анархический: общение-…………………., общение-……………………………….

Продуктивным считается лишь демократический стиль общения. Однако в педагогике искусства, в силу специфики психологических отношений в творческом коллективе педагог-руководитель не может избежать элементов авторитаризма в общении. А иногда он вынужден идти и на либерализацию своих отношений с воспитанниками.

Важным условием продуктивности педагогического взаимодействия является педагогический такт (от латинского tactus – прикосновение, ощущение). Тактом называют чувство меры, подсказывающее деликатную линию поведения по отношению к кому-либо. Блестяще сформулировал это требование А.С.Пушкин: «Истинный вкус видим мы не в отвержении или принятии того-то и того-то, но в чувстве соразмерного и сообразного».

К.Д.Ушинский писал: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».


 
 


Современные представления о мастерстве педагогического взаимодействия отражают ведущие идеи педагогики сотрудничества:

– Единство целей ……………….. и …………………………….

– Личностный подход: уважение и понимание особенностей личности ученика.

– Индивидуальный подход: понимание и использование био-генетических особенностей ученика.

– Опора на продуктивную …………………………учения.

– Использование современных методов преподавания.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

1. Выполните письменно задания, содержащиеся в тексте лекции.

2. Почему в педагогической науке ХХ в. возникло новое понятие – педагогическое мастерство? На примере личности своего любимого педагога раскройте основные характеристики понятия «педагогическое мастерство».

3. Прокомментируйте структуру понятия «педагогическое мастерство»; объясните происхождение важнейших характеристик педагога-мастера.

4. На примере деятельности преподавателей предметов гуманитарно-эстетического цикла рассмотрите структуру педагогической деятельности.

5. Приведите примеры реализации различных функций педагогического общения, используя свой опыт ученика.

6. Приведите примеры различных стилей педагогического общения в учебно-творческих коллективах.

7. Представьте, что вы руководите творческим коллективом школьников. Как вы будете реализовать в своей деятельности идеи педагогики сотрудничества?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: