МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
Кафедра «Экономика транспорта»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине
«Экономика и управление на предприятии
(железнодорожный транспорт)»
Выполнила:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Оглавление
Введение 3
Исходные данные 4
Планирование грузовых перевозок 6
Методика планирования грузовых перевозок 6
Расчёт показателей плана перевозок 9
Планирование эксплуатационной работы железной дороги 14
Определение объёмных показателей работы подвижного состава 17
Расчет пробега груженых и порожних вагонов 17Определение годового баланса местного порожняка по железной дороге 18Расчет тонно-километровой работы брутто и распределение её по категориям поездов 21 Определение пробегов и эксплуатируемого парка локомотивов 24 Определение рабочего парка вагонов 34
Расчёт качественных показателей использования подвижного состава 37
|
|
Показатели использования локомотивов 39
Показатели использования вагонов 40
Список использованной литературы 43
Введение.
Целью курсового проекта является приобретение и развитие практических навыков при выполнении технико-экономических расчетов, связанных с планированием эксплуатационной работы железной дороги.
Курсовой проект состоит из взаимосвязанных разделов, в которых требуется:
составить план погрузки и выгрузки, приема и сдачи вагонов;
построить схему вагонопотоков груженых вагонов, рассчитать густоту движения и пробег груженых вагонов по дороге;
определить баланс порожних вагонов и составить схему вагонопотоков порожних вагонов;
рассчитать густоту движения и пробег порожних вагонов.
На основе исходных данных и данных, полученных расчетным путем, необходимо определить:
- объем тонно-километровой работы (нетто), пробеги локомотивов и поездов, тонно-километры брутто;
- необходимый парк локомотивов и качественные показатели их использования;
- рабочий парк вагонов и качественные показатели их использования.
Исходные данные для курсового проекта.
Вариант № 4
1. План объёма перевозок железной дорогой, тыс. тонн
Станция или участок | направление | Вариант (8) |
Погрузка (+) | ||
А | Чётное | |
Нечётное | ||
А-Б | Чётное | |
Нечётное | ||
Б | Чётное | |
Нечётное | ||
Б-В | Чётное | |
Нечётное | ||
В | Чётное | |
Нечётное | ||
Выгрузка (-) | ||
А | Чётное | |
Нечётное | ||
А-Б | Чётное | |
Нечётное | ||
Б | Чётное | |
Нечётное | ||
Б-В | Чётное | |
Нечётное | ||
В | Чётное | |
Нечётное | ||
Приём по стыковым станциям | ||
А | ||
В |
1. Показатели для расчёта плана эксплуатационной работы железной дороги.
|
|
Показатели | Вариант (8) |
Средняя статистическая нагрузка, т/ваг. | 43,6 |
Масса транзитного груженого поезда, т. брутто (нечётное-чётное) | |
Техническая скорость, км/ч: транзитных поездов одиночных локомотивов сборных поездов | 60,0 |
60,8 | |
48,1 | |
Участковая скорость, км/ч: транзитных поездов одиночных локомотивов сборных поездов | 36,3 |
58,1 | |
22,3 | |
Парк специальных маневровых локомотивов, ед. | |
Время работы маневровых локомотивов в сутки, ч | 23,5 |
Средняя масса тары вагонов, т | |
Средняя длина приемо-отправочных путей, м | |
Средняя длина грузового вагона, м |
1.Длина участков железной дороги, км.
Участок | Вариант (С) |
А-Б | |
Б-В |
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК.
1.1 Методика планирования перевозок грузов.
Основными показателями грузовых перевозок являются:
- количество перевезенных тонн груза (объем перевозок);
- грузооборот;
- количество отправок;
- густота перевозок;
- средняя дальность перевозки;
- неравномерность перевозок.
Планирование грузовых перевозок имеет важное практическое значение, так как является исходной базой для разработки других разделов плана производственно-хозяйственной деятельности железных дорог (труд и заработная плата; основные и оборотные фонды; эксплуатационные расходы и себестоимость и др.). Необходимо подчеркнуть, что грузовые перевозки обеспечивают свыше 2/3 всех доходов от всех перевозок по железной дороге.
Количество перевезенных тонн груза (объем перевозок) измеряется, как правило, на момент отправления. На дороге объем перевозок ∑Рпер определяется как сумма отправлений (погрузки) со всех станций дороги ∑Ротпр и приема грузов с соседних дорог ∑Рприем., то есть:
∑Рпер =∑Ротпр +∑Рприем
Объем перевозок по дорогам распределяется на прибытие груза в пределах данного подразделения и сдачу в другие подразделения, то есть:
∑Рпер =∑Ротпр +∑Рприем = ∑Рприб +∑Рсдача.
Затем общий объем перевозок по дороге распределяется по видам сообщения (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Распределение объема перевозок по видам сообщения
В местном сообщении осуществляются перевозки в пределах одной и той же дороги, а в прямом – перевозки на участках двух и более дорог.
В прямом сообщении выделяют:
· ввоз – прибытие грузов со станций других дорог на данную дорогу;
· вывоз – отправление грузов со станций данной дороги на другие дороги сети;
· транзит – перевозка грузов, поступивших с других дорог и следующих через данную дорогу на другие дороги сети.
Таким образом, объем перевозок по дороге равен:
∑Рпер =∑Рввоз +∑Рвывоз + ∑Ртранз +∑Рместн.
Прием груза можно рассматривать как сумму ввоза и транзита:
∑Рприем =∑Рввоз +∑Ртранз,
а сдачу груза – как сумму вывоза и транзита:
∑Рсдача =∑Рвывоз +∑Ртранз.
Отправление груза, в свою очередь, равно сумме вывозимых грузов и грузов, перевозимых в местном сообщении:
∑Рприб =∑Рввоз +∑Рместн.
Грузооборот – это работа по перемещению груза, определяемая как произведение массы груза и расстояния перевозки. Измеряется грузооборот в тонно-километрах. Различают грузооборот нетто – это работа транспорта, учитывающая только перемещение груза, и грузооборот брутто, учитывающий перемещение груза вместе с массой тары подвижного состава.
Грузооборот нетто может быть тарифным тарифным и эксплуатационным.
Тарифный грузооборот рассчитывается по так называемым тарифным расстояниям в перевозочных документах (накладная и дорожная ведомость).
Эксплуатационный грузооборот определяется по фактическому пробегу груза из маршрута машиниста.
|
|
Соотношение грузооборота нетто и грузооборота брутто можно охарактеризовать коэффициентом полезного действия железнодорожного транспорта:
КПДж.д. =
Количество отправок – специфический показатель транспорта. Отправкой называется партия груза, оформленная одним перевозочным документом (дорожной ведомостью). Одной отправкой может быть целый состав, следующий от одного отправителя к одному получателю (маршрутная); может быть один или несколько вагонов (повагонная) или контейнер (контейнерная), а может быть и один ящик в вагоне (мелкая).
В плане перевозок определяется густота перевозок – количество тонн груза, перевезенного через 1км транспортной сети за единицу времени. Густота перевозок устанавливается общая и по направлениям: грузовое (чётное) и порожнее (нечётное).
Значение густоты перевозок равно средней арифметической величине от значения на входе и выходе с участка в каждом направлении.
Средняя густота, или грузонапряженность, грузовых перевозок в целом по дороге определяется как частное от деления грузооборота нетто ∑ рl н на соответствующую эксплуатационную длину L э:
Средняя дальность перевозки – это расстояние, на которое перевозится каждая тонна груза в среднем; она определяется как отношение грузооборота нетто ∑ рl н к объему перевозок ∑Рпер:
Неравномерность перевозок. Грузовые перевозки характеризуются неравномерностью по времени и по направлениям.
Неравномерность перевозок по времени определяется коэффициентом , который рассчитывается как отношение максимального месячного объема перевозок ∑ к среднемесячному за год ∑ . Неравномерность перевозок по направлению характеризуется коэффициентом обратности , который определяется как отношение объема перевозок грузов в порожнем направлении к объему перевозок грузов в грузовом (груженом) направлении:
При этом грузовым (груженым) направлением принято называть направление с преобладающим грузопотоком, в то время как обратное направление называют порожним. Коэффициенты неравномерности в курсовом проекте не рассчитываются.
|
|
1.2 Расчет показателей плана перевозок
Исходными данными для расчета показателей плана перевозок для условной дороги служат размеры грузопотоков, которые приведены в приложении 1. Условное отделение дороги представлено на рис. 1.2
| |||||||||||
| |||||||||||
Четное направление
Рис. 1.2 Схема условной железной дороги
Для определения грузооборота нетто на основе исходных данных необходимо разработать схему грузопотоков (рис. 1.3).
Рассматриваемая дорога ограничена участковыми станциями А, В, входящими в ее состав.
На станции А расположено основное депо, на станции В – оборотное. Станция Б – пункт смены локомотивных бригад.
Станция Б – грузовая.
– эксплуатационная длина соответствующего участка, км.
По каждой станции и участку в числителе показывают погрузку (+), в знаменателе – выгрузку (-).
По станции А сдача () на участок А-Б:
= прием – выгрузка + погрузка = .
Прием на станцию Б () определяется:
= .
Аналогично распределяются показатели грузопотоков по другим станциям дороги.
| |||||||||
|
|
|
Рис. 1.3 Схема грузопотоков, тыс. т