ЛЗ – это практическое занятие, на котором студенты ставят самостоятельные эксперименты, воспроизводят (с помощью деловой игры), наблюдают (можно составить программу наблюдения) и исследуют (диагностика методикой) конкретные психические явления, изучают принцип действия чего-либо. Ведущей дидактической целью ЛЗ является экспериментальное подтверждение и проверка определенных теоретических положений (закономерностей, зависимостей).
При выборе содержания и объема следует исходить из:
1) сложности учебного материала для усвоения;
2) внутрипредметных и межпредметных связей;
3) значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности;
4) какое место занимает конкретная работа в совокупности учебных работ;
5) значимости лабораторно-практических занятий для формирования целостного представления о содержании уч дисциплины.
Задания для ЛЗ и ПЗ: демонстрационный эксперимент; индивидуальные задания; групповые задания; эксперимент в парах и подгруппах; решение психологических задач; групповая дискуссия; деловая игра, моделирующая профессиональные задачи.
Для эффективности использования времени полезно подобрать дополнительные задания для студентов, работающих в более быстром темпе.
План ЛЗ и ПЗ включает в себя:
1) внеаудиторная самостоятельная подготовка студентов к занятию;
2) проверка преподом теоретической подготовленности студентов к занятию;
3) инструктирование студентов по проведению или ЛЗ и ПЗ;
4) выполнение ПЗ;
5) обсуждение итогов выполнения работы;
6) оформление отчета о проделанной работе;
7) оценка преподом выполненных заданий и степени овладения студентами соответствующими умениями.
*** Лабораторные занятия по психологии помогают студентам выявлять те или иные психические явления, особенности социально-психологических механизмов взаимоотношений людей в группе и т.п. Основное назначение лабораторных занятий – обучение студентов исследовательскому подходу к изучению психологии как науки. На этих занятиях учащиеся на собственном опыте как бы проверяют то, что написано в учебнике или сообщалось в лекции.
Учебные задачи для лабораторных занятий нацелены на отработку различных методик психологического исследования: анкетирования, тестирования, проведения исследовательских бесед, организации индивидуальных и групповых экспериментов, психологической интерпретации полученных данных. Существует масса литературы с наборами самых разных методик, особенно тестов. В учебных пособиях по практикуму приводятся темы и планы лабораторных занятий с готовыми вопросами и задачами.
Методические требования по проведению лабораторных занятий:
1. Занятия не должны быть громоздкими.
2. Обязательна теоретическая интерпретация полученных учащимися тестовых и других фактов
3. Изучая методики, учащиеся должны получать знания и по теории психологии. В этом одно из предназначений лабораторных занятий, как и любых других учебных занятий по психологии.
Функции:
- усвоение исследовательской работы
- усвоение умений практической психологической работы
- закрепление знаний на практике