В последние годы в дидактике формируется надпредметный, общедидактический уровень осмысления показателей обученности учащихся. Показатели знаний описываются через владение их элементами, которое выражается в выполнении обучаемыми интеллектуальных операций, поддающихся объективному измерению. Обобщенная система таких показателей обученности может быть представлена следующим образом.
Показатели сформированности знаний | |
Владение понятиями: | § узнавание и определение понятий (сопоставление терминов и определений, конструирование определений, понятий); § раскрытие объема понятий (характеристика номенклатуры объектов и явлений, обобщенных понятием и их классификация); § раскрытие содержания понятия (характеристика существенных признаков объектов или явлений, отраженных данным понятием); § установление логики взаимосвязей между понятиями в понятийной системе (выделение иерархических и ассоциативных связей между понятиями, построение логически упорядоченных терминологических схем). |
Владение фактами: | § знание фактов (описание фактов, отнесение их к контексту изучаемого материала, времени и др.); § установление логики взаимосвязи между фактами (выделение иерархических и ассоциативных отношений между ними). |
Владение научной проблематикой: | § узнавание научных проблем в контексте обучения; § формулирование проблемы, исходя из представлений о той или иной проблемной ситуации; § наличие представлений о возможных путях решения данной проблемы. |
Владение теориями: | § узнавание теории (соотнесение теории с контекстом изученного материала; § раскрытие содержания теории (характеристика основных положений, доказательств, выводов); § характеристика действий, осуществляемых на основе теории (представления о ее практических приложениях, прогностических возможностях и др.). |
Владение законами, закономерностями и правилами: | § узнавание закона, закономерности (соотнесение с контекстом изученного материала); § формулирование закона, закономерности, правила; § раскрытие содержания закона, закономерности (характеристика сущности, условий и границ проявления, применения); § характеристика действий, связанных с применением закона, закономерности. |
Владение методами и процедурами: | § узнавание метода, процедуры в контексте изученного материала; § раскрытие содержания метода, процедуры (характеристика действий и операций, составляющих сущность метода, процедуры и логической последовательности их применения); § характеристика условий применения метода, процедуры. |
Показатели сформированности умений. Диагностическими показателями владения умениями обычно являются конкретные действия и их комплексы, выполняемые относительно конкретно поставленных задач в контексте обучения. Вместе с тем в структуре любого действия можно выделить общие элементы, реализация которых необходима при воспроизведении каждого конкретного умения. Владение этими умениями может служить объективными показателями сформированности умения:
|
|
|
|
§ построение алгоритма (последовательности) операций выполнения конкретных действий в структуре умения;
§ моделирование (планирование) практического выполнения действий, составляющих данное умение;
§ выполнение комплекса действий, составляющих данное умение;
§ самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности.
Готовых рецептов, кому и когда ставить отличную либо иную оценку, конечно, не существует. Однако это не означает, что преподаватель может быть абсолютно свободен в выборе оценки, полагаясь на свою компетентность во всем. От этого недалеко и до субъективизма, непозволительного в педагогической деятельности. Поэтому следует иметь в виду показатели сформированности знаний и умений, конкретизирующих принцип объективности их оценки.
Соблюдение требований психологически обоснованной методики преподавания делает в известной мере производными способы решения проблемы поиска эффективных форм, методов и приемов, проведения контроля и коррекции учебной деятельности студентов (экзаменов, зачетов, контрольных письменных работ), так как все они становятся средствами достижения общей цели изучения студентами психологии как науки.