Норма права с позиций теории нормативизма

Сторонники данной школы противопоставляли право как «мир должного» «миру сущего», т.е. реа­лиям социальной жизни. Понимая под правом юридические нормы, представители данной теории рассматривали их в отрыве от экономи­ки, политики, социальной структуры общества, достигнутого уровня цивилизации и т.д. Они исходили из того, что правовые нормы обязаны своим возникновением и развитием не реальным общественным отно­шениям, а либо формальным установлениям государства, либо возвы­шающейся над обществом «суверенной, главной норме», определяю­щей иерархическую пирамиду, согласно которой каждая норма черпает свою юридическую силу в норме, занимающей более высокую по срав­нению с ней ступень пирамиды.

Возражая против теории естественного права, Кельзен утверждал, что никакого иного, кроме опирающегося на государство, права не су­ществует, обязательность правовых норм проистекает не из нравствен­ности, а из государственного авторитета. Однако, казалось бы, вопреки этому само государство он выводит из права, понимая под государст­вом не учреждение властвования, а организацию и воплощение право­порядка. Поскольку право, по его мнению, также есть порядок должно­го поведения, фактически он приходит к отождествлению государства и права.

Суть своих взглядов Кельзен выразил в сформулированном им «ка­учуковом» определении права, согласно которому оно есть «совокуп­ность норм абстрактного долженствования».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: