. Эдуард Гартман (Hartmann, 1842—1906) — немецкий философ-идеалист, один из представителей пессимистического иррационализма XIX в. Ввиду болезни отказался от военной карьеры и занялся философией. Взгляды Гартмана формировались под влиянием Шопенгауэра и Шеллинга, концепции которых он намеревался соединить с гегелевской. Определенное воздействие на его философию оказали также успехи естествознания второй половины XIX в. (особенно дарвинизм).
В своем главном произведении «Философия бессознательного» («Philosophie des Unbewußten», 1869) Гартман претендует на индуктивное будто бы доказательство положения о том, что основа всего сущего — это бессознательное начало. Оно представляет собой, по Гартману, единство воли и представления, которое
якобы снимает различие между духом и материей. Вначале воля и представление находились в потенциальном состоянии небытия. Затем происходит слияние воли и представления, вследствие чего возникает Вселенная. Мировой процесс носит неразумный, но целенаправленный характер. В нем происходит непрерывная борьба разума и воли. Наш мир, по Гартману, плох и, пока он существует, лучше не будет, хотя он и наилучший из всех возможных миров. Гартман разработал также специфическую этику пессимизма, которая объявляла недостижимой иллюзией всякое стремление людей к счастью. Свой пессимизм он назвал «телеологическим оптимизмом», усматривая сущность последнего β избавлении сознания от слепой воли. Конечной · целью мирового процесса является восстановление чистой потенции воли и представления путем отрицания «бедствия бытия», т. е. уничтожение мира и человечества, чему люди сами должны способствовать.
|
|
Гартману принадлежит ряд работ по натурфилософии, логике, этике, эстетике и философии религии. В целом он вошел в историю буржуазной философской мысли как реакционный мыслитель (см. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 61).
Ниже публикуются извлечения из книги: Э. Гартман. Сущность мирового процесса или философия бессознательного. Перевод с немецкого А. А. Козлова, вып. 1—2. М., 1873—1875. Они позволяют представить особенности теории познания и метода Э. Гартмана. Подборка и вступительный текст В. В. Мееровского.