Категории диалектики

Категории диалектики - наиболее общие понятия, в которых отражаются всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Мышление не возможно без категорий, оно протекает, разворачивается на их основе.

Категории не являются врождёнными, готовыми и неизменными формами мышления. Они исторически сформировались на основе и в процессе общественно-исторической практики, являются развивающимися, а не готовыми и застывшими формами. Отдельный же индивид находит их уже существующими как продукт практической и познавательной деятельности предшествующих поколений. Он их усваивает в процессе обучения и воспитания. Причём усваивает он их непроизвольно, овладевает ими, научившись говорить и рассуждать. Для человека природа устроена так, как она предстаёт в его категориях.

Категории отдельного, единичного и общего. В процессе познания того или иного фрагмента реальности человек не сразу выявляет его существование и необходимые х-ки. Он начинает с познания внешних х-к и лишь затем углубляется в более сложные, внутренние, существенные стороны объекта. Поэтому первой в этом ряду будет категория «отдельное», которая фиксирует отдельно существующие объекты, предметы, явления. Имея дело с отдельными предметами, рассматривая их доступные внешние св-ва и отношения, человек подмечает их неповторимость, т.е. видит «единичное». Затем в процессе сравнения, наблюдения он обнаруживает во множестве отдельных предметов «общее». Единичное и общее предстают как стороны, грани отдельного, но существуют в отдельном, только через отдельное.

Сравнивая разные классы объектов человек замечает, что общее для одного класса не является таковым для другого. Категория «особенное» как раз и выполняет эту различающую функцию, по отношению к разным классам. Всеобщее – это общее, присущее всем без исключения классам. Философские категории как раз и являются формами всеобщего.

Сторонники реализма полагали, что до и вне отдельных вещей существует общее, которое и порождает отдельные предметы, вещи. Номиналисты же, напротив, признавали реально существующими лишь отдельные вещи, ошибочно отказывая общему в объективном бытии.

Категории «причины» и «следствия» отражают всеобщую обусловленность явлений. Причина – это то, что вызывает, порождает др. явление (следствие), предшествующее ему. Само понятие «причинность» означает активное действие, вызывающие изменение, порождение новых явлений и св-в у объекта, на который направлено действие. В понятии «следствие» фиксируются результаты причинения, то новое, что возникает в процессе взаимодействия.

Несколько причин могут вызвать одно следствие (огонь м. б. порождён и трением, и ударом молнии, и спичками). В свою очередь одна и та же причина может порождать несколько следствий (тот же огонь может выступать не только разрушителем). При этом связь причины и следствия ассиметрична. Следствие не может вызвать причины. Но возникнув, следствие может влиять на носителя причины в процессе взаимодействия с ним. К тому же следствие всегда оказывается причиной др. явления, в результате чего образуются сложные причинно-следственные цепи. Они носят преимущественно вероятностный характер, и только в сфере техники преобладает однозначная детерминация.

К атегории „необходимость" и „случайность". Человек обратил внимание на то, что за известной причиной следует не любое, а лишь определенное следствие. Необходимым называется то, что причину своего существования имеет в себе, обусловливается внутренней природой материального образования; случайным - то, что причину своего существования имеет в стечении внешних обстоятельств.

Не существует чистой необходимости и чистой случайности. Эти категории взаимосвязаны. Например, гибель урожая вследствие выпадения града является необходимым результатом взаимодействия кусочков льда с растением. А само выпадение града летом на данной территории является не необходимым, а случайным явлением, хотя оно тоже причинно обусловлено атмосферными условиями в то роковой день.

Категории „содержание" и „форма". Содержание как совокупность всех элементов, процессов и взаимодействий является ведущей стороной по отношению к его форме. По сравнению с формой она представляет более мобильную сторону, ибо форма как способ, тип, х-р взаимосвязей элементов и процессов содержания более устойчива, консервативна. В определенных пределах форма „безразлична" к содержанию, может „выдержать" частичные, локальные подвижки в содержании. И лишь когда изменения в содержании выходят за рамки локальных, тогда они в совокупности приводят к изменению формы, т. е. способа организации содержания. В этом проявляются как ведущая роль содержания, так и значимость и активность формы.

Из одного и того же куска стали можно сделать предметы различной внешней формы (топор, меч, плуг и т. п.). Но внутренняя форма (кристаллическая структура, в которой организованы атомы железа) остается неизменной. Под воздействием глубоких изменений содержания происходит изменение этой формы, разрушение кристаллической решетки, что очень существенно и для самого содержания. Обладая относительной самостоятельностью по отношению к содержанию, форма может не только отставать в своем развитии от содержания, но и опережать его.

Отражая внутреннее, необходимое в вещи, категориясущность " возникает, формируется и развивается, соотносясь с категорией „явление ", которая выражает внешнее проявление сущности через массу случайных свойств и связей. Выражая сущность, явление привносит к тому, что идет от сущности, новые моменты, черты, которые обусловлены внешними обстоятельствами, в которых существует вещь, взаимодействиями вещи с окружающими ее условиями. Поэтому явление богаче сущности. Но сущность глубже явления.

Необходимо различать понятия „содержание" и „сущность". Содержание явления определяется не только сущностью - совокупностью внутренних и необходимых сторон и связей вещи, но и внешними условиями ее существования, взаимодействием ее с др. вещами. А поскольку последние постоянно меняются, то и содержание явлений д. б. текучим, изменчивым, тогда как сущность есть нечто устойчивое, сохраняющееся при всех этих изменениях. Сущность - устойчивое и необходимое в содержании. Поскольку явления преходящи, сущности вещей тоже могут меняться.

Вероятность органически связана не только с необходимостью и случайностью, но и с возможностью и действительностью, х-зуя степень превращения первой во вторую. В результате проявления действия причинных факторов развивается объект, с той или иной долей вероятности реализуются его необходимые связи. Данный процесс развития и х-ют категории «возможность» и «действительность».

На уровне категорий „возможность" и „действительность" человек познает вещь не только с точки зрения ее существования, но и с точки зрения ее еще не существующих состояний. На этой стадии человек не просто видит наличные состояния, но знает прошлое и прогнозирует будущее. Он знает то, чего еще нет, но что закономерно наступит. Это потенциально осуществимое, но еще не осуществленное бытие, которое при определенных условиях реализуется, и называется возможностью. Действительность же можно рассматривать как реализованную возможность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: