Фрейдистские социально-политические идеи

- В соответствии с собственными представлениями о природе человека, Фрейд утверждает, что ни один тип общества и государства не может существовать, не подавляя некоторые базовые инстинктивные устремления людей.

- Индивиды бессознательно неограниченно стремятся к безусловному удовлетворению своих потребностей (в сексуальной сфере, в накоплении материальных благ, в плане достижения господства и т.д.). Но ресурсы любого общества ограничены и никакое общество не может реализовать человеческий потенциал в полной мере. Более того, само существование общества зависит от сублимации определенных инстинктов.

- Поскольку ресурсов неизбежно не достаточно для всех людей, индивиды столь же неизбежно вступают в конфликты за контроль над ресурсами. Поэтому нормальное общество и цивилизация как таковая возможны только при условии подавления инстинктивного стремления человека к неограниченному удовлетворению своих потребностей.

- Государство и общество силой навязывают индивидам некий компромисс интересов, который позволяет частично реализовать потребности большинства. Это обстоятельство Фрейд называет принципом реальности, который противостоит принципу удовольствия (реализация своих потребностей, не считаясь с потребностями окружающих).

- Принцип реальности овеществляется в социально-политических институтах, нормах и практиках. Основная задача государства – силовое поддержание закона и порядка. Однако цивилизованное общество постоянно находится под угрозой со стороны деструктивных импульсов человеческой психики.

- Сублимация инстинктивных желаний порождают неврозы. Человек может стать полноценным членом общества, лишь ограничив себя. Поэтому практически неизбежно скрытое (и иногда явное) противостояние индивида и общества (и государства).

Таким образом, Фрейд доказывал утопичность идеала гармоничного общества и государства, в рамках которых все их члены были бы удовлетворены.

Собственно политические воззрения Фрейда характеризовались крайним пессимизмом, что в частности можно объяснить реалиями межвоенного периода. В конце жизни Фрейд был вынужден бежать из Австрии в Британию, спасаясь от преследований нацистов. Приход к власти фашистов и нацистов в развитых странах Европы Фрейд, как и многие его современники, восприняли как провал цивилизации в эпоху нового варварства. Фрейд полагал, что такие провалы неизбежны и регулярно повторяются в истории. Причина подобного рода цикличности (варварство - цивилизация), по мнению Фрейда, заключена опять-таки в психических особенностях взаимоотношения индивида и общества.

Эволюцию цивилизации и связанных с ней политических институтов Фрейд представлял следующим образом. Цивилизация и государство развиваются и достигают такой грани, когда начинают прогрессировать идей гармонии, гуманизма, демократии (уважения прав человека и пр.). Это приводит к ослаблению пресса «суперэго», бессознательные инстинкты выходят наружу. Наступает череда варварства, «войны всех против всех» – и общество испытывает потребность в создании деспотических режимов, чтобы сбалансировать подсознательную агрессивность мощью «суперэго», опирающегося на внешнее принуждение. Демократия, таким образом, деградирует в диктатуру. Затем цикл повторяется – вновь возникает гуманизм и т.д. В результате можно сделать вывод, что демократия, не соответствующая потребностям сохранения социума, - это всего лишь регулярно повторяющаяся фаза в эволюции политической системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: