Система государственного управления 1921-1928 гг

Как отмечалось ранее, в рассматриваемый период структура органов государственной власти и управления сохраняется в основном неизменной, но методы их деятельности и полномочия модифицируются.

После вступления Российской Федерации в СССР высшие органы власти и управления РСФСР ограничили предмет своей законотворческой деятельности кругом вопросов, отнесенных Конституцией СССР к ведению союзных республик.

В сфере экономики государство реализует новый подход, включающий в себя три взаимосвязанных меры:

1. создание органа, который должен осуществлять координацию деятельности различных наркоматов, отделов исполкомов и иных органов на уровне РСФСР, области, губернии, уезда, волости;

2. принятие единого государственного хозяйственного плана;

3. перевод промышленных предприятий, заводов и фабрик на хозрасчет.

Координацию деятельности наркоматов осуществлял СТО (Совет труда и обороны), созданный по решению VIII Всероссийского съезда Советов; координацию работы различных отделов, предприятий, учреждений на уровне области, губернии, уезда, волости – ЭКОСО (экономическое совещание, действующее под руководством СТО).

Разрабатывается единый народнохозяйственный план. По Декрету СНК от 22 февраля 1921 г. была образована Государственная общеплановая комиссия (Госплан), которой поручалось на основе плана ГОЭЛРО разработать единый государственный хозяйственный план.

В связи с переходом к нэпу произошла значительная перестройка правоохранительных учреждений, суть которой – в упрощении их организационной структуры, сокращении штатов, создании условий для демократизации их деятельности.

Поскольку отпала необходимость в чрезвычайных мерах по охране завоеваний советской власти, которая в политическом отношении значительно укрепилась, меняется карательная политика государства. В 1921 г. был поставлен вопрос о необходимости подвергнуть ВЧК(Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР) реформе. В целях недопущения необоснованного применения репрессий ВЧК 31 мая 1921 г. на заседании Малого СНК была образована комиссия под председательством наркома юстиции Курского. Ей было поручено разобраться во взаимоотношениях ВЧК с органами юстиции и разработать законодательные меры, регулирующие надлежащий надзор за следственным аппаратом ВЧК. Вслед за этим поставлен вопрос о реорганизации ВЧК. Об этом говорилось в решении IX съезда Советов: укрепление советской власти позволяет сузить круг деятельности ВЧК и его органов, возложив борьбу с нарушениями законов Советской Республики на судебные органы.

Декретом ВЦИК(ВсероссийскийЦентральныйИсполнительныйКомитет) от 6 февраля 1922 г. ВЧК и его органы были упразднены, а при НКВД(Народный комиссариат внутренних дел) создавалось Главное Политическое Управление (ГПУ). На него были возложены задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению враждебных действий против государственной власти. ГПУ имело право:

а) розыскной деятельности;

б) на проведение дознания и следствия в определенные сроки: не позднее двух недель со дня ареста предъявлять обвинение, не позднее двух месяцев заканчивать следствие и передавать дело в суд (или прекращать его);

в) применять меры административного воздействия

Внесудебные репрессии отменялись. Все дела о преступлениях против государственной власти решались только в судебном порядке. Таким образом, функции ГПУ были сужены, а сфера его деятельности ограничена в основном обеспечением политической безопасности страны. К сожалению, этот порядок просуществовал недолго.

В первые годы нэпа были внесены существенные изменения в организационную структуру милиции. Происходит ее перестройка, так как отпали военные функции. В 1922 г. было принято Положение о НКВД РСФСР, по которому в НКВД появилось Главное управление милиции. На местах – губернские, волостные, уездные управления. В крупных городах – городская милиция. Их задачей являлось поддержание общественного порядка. В 1922 г. для улучшения организации борьбы с уголовными преступлениями из органов был выделен уголовный розыск. В составе НКВД создано Управление уголовного розыска.

Кроме того, Советское государство воссоздало прокуратуру, наделив ее правом осуществлять надзор за законностью в деятельности наркоматов и исполкомов местных советов, должностных лиц и принимать незамедлительные меры по устранению выявленных правонарушений. В юридической литературе большое внимание уделялось документу, посвященному мерам по укреплению законности, – Положению о прокурорском надзоре, утвержденному Декретом ВЦИК от 28 мая 1922 г. и вступившему в силу с 1 августа 1922 г.
Согласно Положению о прокурорском надзоре в составе НКЮ учреждалась прокуратура для осуществления от имени государства надзора за законностью действий всех органов власти, организаций и отдельных граждан; для наблюдения за правильностью содержания заключенных под стражей. Местные органы юстиции были ликвидированы. Во главе прокуратуры стоял Прокурор республики (нарком юстиции), а также его помощник. Губернский прокурор назначался Прокурором республики. При трибуналах – особая прокуратура, подчиненная помощнику Прокурора республики.
Одновременно ВЦИК утвердил Положение об адвокатуре – учреждении для оказания юридической помощи трудящимся и защиты их интересов в суде. При губернском отделе юстиции создавалась коллегия защитников (ее состав утверждался губисполкомом). Они не могли совмещать свою работу с работой в государственных учреждениях.

Система государственных органов (того времени):
1. Общесоюзный уровень – съезд Советов СССР, двухпалатный ЦИК СССР, Президиум ЦИК СССР, СНК СССР, СТО СССР, наркоматы СССР, Верховный суд СССР, ОГПУ, Красная Армия.
2. Федеральные органы РСФСР: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК, СНК РСФСР, Экономическое совещание РСФСР, наркоматы РСФСР, Верховный суд РСФСР, прокуратура РСФСР на правах отдела наркомата юстиции РСФСР.
3. Государственные органы автономной республики: съезд Советов автономной республики, ЦИК автономной республики, СНК автономной республики, наркоматы автономной республики, Экономическое совещание, отделение Верховного суда РСФСР либо главный суд на правах губернского суда, Прокурор автономной республики.
4. Государственные органы области: областной съезд Советов, областной исполком, экономическое совещание области.
5. Государственные органы губернии: губернский съезд Советов, губернский исполком, экономическое совещание губернии, губернский суд, губернский прокурор.
6. Государственные органы уезда: уездный съезд советов, уездный исполком, экономическое совещание уезда, народный суд, помощник губернского прокурора.
7. Государственные органы волости: съезд Советов волости, исполнительный комитет, экономическое совещание волости.
8. Государственные органы города, села: совет депутатов, исполком совета, городское (сельское) экономическое совещание. В больших городах действовали народные суды.

Сфера исключительных полномочий съезда Советов ограничивалась конституционными вопросами: установлением, дополнением и изменением основных начал Конституции РСФСР, а также окончательным утверждением конституций автономных республик.


Ратификация мирных договоров, в том числе вопросы установления и изменения границ, отчуждения территории республики, объявления войны, которые по Конституции 1918 г. относились к ведению съезда, теперь входили в предмет совместного ведения съезда Советов и ВЦИК. Фактически ВЦИК обладал теми же правами, что и съезд, он осуществлял всю законотворческую деятельность и тем самым становился реальным высшим органом государственной власти в стране.
Обязательному рассмотрению и утверждению ВЦИК подлежали все декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономической жизни страны, а также вносящие изменения в существующую практику государственных органов ВЦИК и бюджет РСФСР. Одновременно Конституция определяла Президиум ВЦИК в качестве высшего законодательного, распорядительного и контролирующего органа власти РСФСР и предоставляла ему право принимать законы и осуществлять иные полномочия, предоставленные ВЦИК.

Иной подход наблюдается в определении полномочий СНК (Совет народных комиссаров). Его права новая Конституция 1925 г. значительно урезала по сравнению с теми, которыми он обладал ранее(отнято право принимать нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению ВЦИК)
В новой Конституции предусматривалось, что нормотворческая деятельность СНК осуществляется в пределах предоставленных ему ВЦИК прав, Декреты и постановления СНК признавались законодательными актами и были обязательными к исполнению на всей территории РСФСР.
ВЦИК и даже его Президиум могли приостанавливать и отменять любые нормативно-правовые акты СНК.

Конституция РСФСР не называет одного из важнейших органов управления народным хозяйством – СТО(Совет Труда и Обороны). Дело в том, что СТО признавался комиссией СНК, хотя в действительности подменял его, издавая от своего имени общеобязательные нормативно-правовые акты. Координационная деятельность СТО выражалась, прежде всего, в подготовке единых народнохозяйственных планов РСФСР и внесении их на утверждение ВЦИК. СТО также направлял работу наркоматов по выполнению этого плана и при необходимости мог вносить в него отдельные коррективы, освобождать наркоматы и отдельные предприятия от выполнения тех или иных позиций плана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: