«Источники средневековой России XI-XVвв.»
Тема I. Начальное русское летописание (Повесть Временных лет)
(4 часа).
Задачи семинара:
1) выяснить основные принципы работы летописцев;
2) форму и содержание летописи;
3) источники, которые использовали составители;
4) выявить 3 редакции «Повести временных лет»;
5) выявить, как в ПВЛ отражено более раннее русское летописание.
Правильно понять, что именно хотел сказать летописец, можно лишь тогда, когда нам будут ясны его логика, его отношение к жизни, его восприятие истории, его способы отражения происходящего. Необходимо выяснить обстоятельства появления текста, и это позволит приблизиться к создателю источника, узнать, почему он написал именно это и именно так.
Для автора летописи критерием достоверности его личных впечатлений было их соответствие коллективному опыту общества. Отклонение от такого социального стандарта представлялось неистинным. Другое дело, когда летописец подходил к созданию оригинального, «авторского» текста о современных ему событиях, участником или очевидцем которых он был, либо о которых он узнавал от свидетелей. Здесь индивидуальный опыт мог вступать в противоречие с общественной памятью. Однако это явное противоречие исчезало, когда в происходящем удавалось различить черты высшего для христианского сознания исторического опыта.
|
|
Следует обратить внимание на то, что для летописца Священная история – вневременная и постоянно заново переживаемая в реальных, «сегодняшних», событиях ценность. Событие существенно для летописца постольку, поскольку оно являлось со-Бытием. Отсюда и способ описания – через прямое или опосредованное цитирование Библии. Из Священного Писания летописцы выбирали готовые формулы (клише) для восприятия, описания и одновременной оценки происходящего. В этом соотнесении происходящего с надмирным и заключался провиденциализм древнерусских летописцев. Поэтому они часто прямо или косвенно цитируют Библию, ссылаются на ее персонажей.