Категории диалектики как необходимые логические ступени исследования объективных сторон и структурных связей сущего

Категория - это наиболее общее понятие (универсальная форма человеческого мышления), в котором фиксируются, отражаются наиболее общие и существенные свойства, связи отношения природы, общества и мышления.

Т.е. как форма знания - она раскрывает существенные связи объективного мира.

как форма познания - она отражает не только связи объективного мира, но и субъекта и процесса их взаимодействия.

как форма мышления - она раскрывает связи мыслительных форм субъекта.

В сочетании и взаимодополнении категории диалектики образуют подвижную сеть универсальных понятий способных отражать подвижность противоречивость бытия.

В мышлении разных эпох складываются различные понятийные схемы. Философия сделала их объектом своего изучения, она уделяет категориальные схемы, осмысливает взаимосвязь категорий, дает им более четкое выражение. Т.е. мышление превращает их в четкие, осознанные определения.

Таким образом категории объективны по содержанию, но субъективны по форме.

Диалектика как наука, сумма знаний, есть не что иное, как система категорий диалектики, в их раскрытии находят выраженные законы и принципы диалектики.

Единой точки зрения нет, но ряд философов вычленяет следующие основные группы категорий диалектики:

- Группа, охватывающая которые выявляют наиболее общие характеристики категорий и сознания: "материя", "связь", "движение", "развитие", "отражение", "сознание", "бытие".

- Группа характеризующая проблематику познания мира, "познание", "объект", "субъект", "образ", "чувственное", "рациональное", "истина", "заблуждение".

- Группа, позволяющая сформулировать основные законы диалектики: "тождество", "различие", "противоположность", "противоречие", "борьба", "количество", "качество", "мера", "отрицание".

- Группа позволяет сформулировать не основные категории, законы диалектики, так называемые парные категории.

Категории несут ряд функций:

1 янаучно-познавательная, категории закрепляют достигнутые в науке рубежи. В них фиксируются существенные свойства и отношения реального мира. Они способствуют адекватному отражению действительности.

2 ямировоззренческая

3 яметодологическая, стадии, узловые пункты, ступени познания действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: