Метод Делфи
Рассмотрим на примере.
Задача.
Требуется оценить качество продукции колбасы. При этом просят выставить оценку по 10 балльной шкале. Результаты голосования оказались следующие:
Номер эксперта | Самооценка | Оценка | Комментарий |
Вкусно! | |||
Соей пахнет =( | |||
Сала много. | |||
Классная колбаса! Всегда беру | |||
Средненько. | |||
Неплохая, вкусная колбаска. |
Вычислим характеристики:
· Средняя самооценка = (4 + 10 + 7 + 8 + 6 + 4) / 6 = 6.5;
· Простая оценка = (8+3+5+9+7+8) / 6 = 6.7;
· Средневзвешенная оценка = (4*8 + 10*3 + 7*5 + 8*9 + 6*7 + 4*8) / (4 + 10 + 7 + 8 + 6 + 4) = 243/39 = 6.23
· Медиана. Упорядочим по возрастанию оценки (3 5 7 8 8 9). Серединными в этом случае являются 7 и 8. Медиана = (7+8)/2 = 7.5;
· Доверительный интервал. Кварталь = (9 - 3) / 4 = 1.5. Доверительный интервал [3 + 1.5, 9 - 1.5] = [4.5, 7.5]
После этого проводится второй тур голосования (все эксперты ознакомились с результатами). Некоторые изменили своё мнение.
Номер эксперта | Самооценка | Оценка | Комментарий |
А не, показалось, не пахнет соей. | |||
Что-то приелась. | |||
А сало это хорошо. |
По полученным данным не сложно провести расчёты, чего мы не будем делать в этом посте.
|
|
Метод иерархии
Метод анализа иерархий (МАИ) - метод принятия решений в сложных, неопределенных ситуациях.
Иерархия строится с вершины – цели анализа (в нашем случае это – операционная система, которую надо выбрать), через промежуточные уровни (критерии, по которым производится сравнение вариантов) к нижнему уровню (который является перечислением альтернатив). Пример возможной иерархии для выбора одной операционной системы из трех представлен на рисунке.
Для достижения цели анализа производится сравнение каждого критерия альтернатив попарно.
А теперь проиллюстрируем МАИ на наглядном примере.
Пусть имеется три операционные системы ОС-1, ОС-2 и ОС-3. И пусть два предприятия X и Y выбирают для проектируемых изделий операционную систему. Зададим критерии оценки:
А1 – стоимость инструментальных средств;
А2 – доступность заказных разработок;
А3 – поддержка режима жесткого реального времени;
А4 – наличие обученного персонала.
Допустим, что после бурных обсуждений эксперты обоих предприятий указали относительные оценки заданных критериев. Пусть на предприятии X получилась таблица 2:
Веса (W) критериев получаются как отношение произведения относительных весов критерия по горизонтали, возведенного в степень ¼ (где 4 – количество критериев), к сумме относительных весов критерия по вертикали. Числа в таблицах округлены до сотых долей (кроме числа 0,003 – возможности округлять до сотых не было).
|
|
На предприятии Y получатся, разумеется, иные оценки важности критериев. Поместим оценки экспертов предприятия Y в таблицу 3:
Следующим шагом выполняется сравнение операционных систем по каждому критерию отдельно. Данные об операционных системах по перечисленным выше критериям представлены в таблице 4.
Будем считать, что оценки рассматриваемых операционных систем по заданным критериям у экспертов предприятий X и Y совпадают.
Столбец К-1 (нормализованные оценки критерия А1) таблицы 5 получен так же, как столбец W таблиц 2 и 3. Аналогично системы оцениваются по остальным критериям. Результаты оценок операционных систем по всем критериям поместим в таблице 6.
В этом месте пути предприятий X и Y вновь расходятся, т.к. у экспертов каждого предприятия представления о важности рассматриваемых критериев не совпадают.
Для получения результатов необходимо для каждой из рассматриваемых операционных систем просуммировать нормализованные критерии, умноженные на свои веса. Для предприятия получим таблицу 7, а для предприятия Y – 8.
В итоге получаем, что для решения поставленных задач предприятию X больше всего подходит операционная система ОС-1, а предприятию Y – операционная система ОС-3. И этот результат учитывает все пожелания руководителей и инженеров предприятия. Конечно, выбор мог бы выполняться не на предприятиях X и Y, а на одном предприятии для двух разных задач – X и Y.