Самоуправление и самосовершенствование менеджера

Очень часто не сложность проблем, а нехватка времени на их решение являются главной причиной неудовлетворенности результатами деятельно­сти делового человека. Самоменеджмент представляет собой последователь­ное и целенаправленное использование испытанных методов работы в по­вседневной практике для того, чтобы оптимально и эффективно использовать свое время.

Главная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально ис­пользовать личные возможности, осознанно управлять ходом своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни. Каждому человеку вообще и в особенности тому, кото­рый готовит себя к работе организатора-менеджера, в первую очередь необхо­димо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию целенаправ­ленных и выполнимых задач. Даже тогда, когда на вас со всех сторон свалива­ются разные задания и работа вас прямо-таки захлестывает, вы сумеете бла­годаря последовательному планированию времени и использованию методов научной организации труда лучше осуществлять свою деятельность, каждый день выделяя резерв времени для действительно руководящих функций.

К сожалению, многие менеджеры слишком ориентированы на процесс деятельности, а не на его результаты. При таком подходе они предпочитают: правильно делать дела вместо того, чтобы делать правильные дела; решать проблемы вместо того, чтобы создавать творческие альтернативы; сохранять средства вместо того, чтобы оптимизировать использование средств; выпол­нять долг вместо того, чтобы добиваться результатов; уменьшать затраты вме­сто того, чтобы повышать прибыль.

Ежедневное решение разнообразных задач и проблем можно представить в виде цепи различных функций, которые находятся в соответствующей взаи­мозависимости между собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности. Процесс самоменеджмента в аспекте последовательно­сти выполнения конкретных функций может охватывать шесть фаз:

— постановка цели — анализ и формирование личных целей;

— планирование — разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;

— принятие решений по конкретным делам;

— организация и реализация — составление распорядка дня и организа­ция личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач;

— контроль — самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости — корректировка целей);

— информация и коммуникации — фаза, свойственная в определенной степени всем функциям, так как и коммуникации, и обмен информацией необходимы на всех фазах самоменеджмента (рис. 38).


Формирование личности менеджера



Рис. 38. Функциональная модель самоменеджмента

Заметим, что отдельные функции не обязательно следуют строго одна за другой, как это представлено в модели, а могут многогранно переплетаться.

Овладение искусством самоменеджмента дает такие преимущества: вы­полнение работы с меньшими затратами; лучшая организация труда; меньше спешки и стрессов; больше удовлетворения от работы; активная мотивация труда; рост квалификации; снижение загруженности работой; сокращение ошибок при выполнении своих функций; достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

При этом вы должны научиться: рационально использовать свое время; мыслить целенаправленными категориями и работать в соответствии с целя­ми; при помощи планирования приобретать уверенность в себе и освобож­даться от стрессов; ежедневно добиваться успехов и находить свободное вре­мя (не менее часа).

Дейл Карнеги в своей знаменитой книге "Как приобретать друзей..." од­нозначно утверждает: "Самосовершенствование — прежде всего". Для того чтобы управлять другими, необходимо сначала научиться управлять собой.

К характерным чертам руководителя, который хорошо управляет собой, относят следующие: здоровое тело, отсутствие вредных привычек, энергич­ность и жизнестойкость, спокойный и уравновешенный подход к жизни и работе, способность преодолевать стрессы, эффективное использование време­ни и др. При этом следует помнить, что все аспекты управления между собой взаимосвязаны.

Большинство видов деятельности в сфере менеджмента требуют высокого индивидуального развития. По мере того, как возрастает степень изменений, возникает потребность развивать свой творческий потенциал. При таких условиях менеджерам необходимо поддерживать свой уровень, несмотря ни на что. Труд менеджера, который постоянно изменяется и выдвигает новые требования к менеджеру, предусматривает высокую способность к самораз­витию.

Саморазвитие необходимо и для тех, кто собирается переходить на более престижную работу или находится между двумя важными этапами своей карьеры, т. е. всякий раз, когда менеджеру необходимы наибольшая воспри­имчивость, энергичность или находчивость.



Глава 1


К саморазвитию побуждают такие желания, как достижение служебно] карьеры; более эффективное выполнение текущей работы; получение боль шего удовольствия от работы, жизни и др.

Под самосовершенствованием подразумеваются личностные изменения, возникновение новых взглядов, ощущений. Эти изменения личности и явля­ются развитием вашего "Я".

Главным направлением самосовершенствования является развитие на­выков самостоятельного мышления, выработка собственных идей на базе соб­ственного опыта. Оба направления тесно связаны и предполагают выработку собственных идей на основе получаемой информации, общения с другими людьми и обратной связи.

Результативность процесса самосовершенствования рассматривается с точ­ки зрения мышления (наши идеи, убеждения, концепции, теории); ощущения (наши чувства, настроения); готовности к действиям (способность или неспо­собность действовать в зависимости от ситуации) может быть представлена в виде таблицы (табл. 24).

Таблица 24. Качественные результаты самосовершенствования

Аспекты развития личности Результат совершенствования
Мышление Ощущение Подготовка к действию
Здоровье Последовательность идей Способность учитывать и детали, и ситуацию в целом. Персональные стандарты. Ценности. Мораль. Философские, религиозные и другие убеждения Осознание и призна­ние чувств. Внутрен­няя сбалансирован­ность. Внутреннее спокойствие Калорийность, диета, физическая подготов­ка, здоровые привыч­ки и образ жизни
Навыки Умственные и концеп­туальные способно­сти, профессиональные знания, память, логи­ческое мышление, способность к твор­честву, интуиция Способность общения с людьми. Артисти­ческие способности Профессиональные способности
Способ­ность к дей­ствиям (мотивация и реши­мость) Способность делать выбор и идти на ком­промисс, способность отказываться от пред­ложенного решения Способность осмыс­ливать и трансформи­ровать помехи — разо­чарование, несчастье, страдание — и управ­лять ими Способность выйти из состояния депрес­сии, взять инициа­тиву в свои руки, снова приняться за решение проблемы
Личность Осознание и понимание себя Примирение со своими недостатками. Способ­ность радоваться имею­щимся достоинствам Самомотивация, зна­ние пределов своих возможностей. Цель жизни

Формирование личности менеджера



Рассмотрим более подробно различные аспекты развития личности. Пер­вый аспект развития личности — здоровое мышление. Если вы признаете не только собственное мнение, но и мнение других, готовы их выслушать, отне­стись к ним с уважением, даже если вы их не разделяете, значит, вы облада­ете здоровым мышлением. Таким образом, здоровое мышление характеризу­ется наличием системы связанных и последовательных идей и убеждений, которые вряд ли будут подвержены изменениям в зависимости от ситуации.

Для человека со здоровым мышлением характерна способность замечать детали и одновременно иметь представление о ситуации в целом. Влияние ваших идей и поступков на других людей приводит к формированию систе­мы персональных стандартов и моральных ценностей (философских, религи­озных, духовных), вызывающих определенные чувства.

"Здоровые чувства" — это осознанность того, что они есть, и влияют на вас. Подавление своих чувств или отрицание их наличия нельзя назвать здоровыми проявлениями, т. к. подавляемые чувства почти всегда проявля­ются самым нежелательным образом — в виде неконтролируемых реакций (например, неспособность сдерживать свой гнев), ухудшающих взаимоотно­шения с другими людьми, напряженности, нервозности, бессонницы и целого ряда болезней.

Однако сказанное вовсе не означает, что давать волю своим чувствам — значит способствовать укреплению здоровья. Необходимо стремиться к со­стоянию равновесия, при котором осознаются и самопризнаются свои чув­ства, но при этом мы не позволяем им превалировать над нами.

Наличие у человека здоровых чувств свидетельствует также о сбаланси­рованности личности, умственной и физической деятельности, материальных и духовных интересов. Самосовершенствование предполагает анализ этих аспектов в жизни человека и устранение любого дисбаланса.

Существует три вида сбалансированности личности.

Первый — это внутренняя уравновешенность, которой обычно можно до­биться с помощью таких приемов, как созерцание, медитация и система упраж­нений йоги.

Второй — это сбалансированность самих процессов мышления, ощущения и готовности к действию. Примером несбалансированности может быть же­лание, не подкрепленное соответствующими действиями, или, наоборот, чрез­мерная и непродуманная активность.

Третий вид сбалансированности — уравновешенность четырех аспектов развития личности, т. е. баланс между временем и усилиями, потраченными на совершенствование вашего здоровья, навыков, действий и личности свое­го "Я".

Что означает "готовность к действию" применительно к здоровью? Речь идет в основном о физическом здоровье, которое зависит от таких факторов, как калорийность пищи, диета, физическая подготовка и здоровые привычки.

Второй аспект развития личности — навыки. Человеку, занимающемуся самосовершенствованием, необходимо развивать целый ряд умственных и



Глава 12


концептуальных способностей: запоминание, логическое мышление, усвоение технических знаний, творческий подход, интуицию.

Третий аспект развития личности — "способность к действиям" — в реаль­ной жизни предполагает развитие физических, технических и профессиональ­ных навыков.

При наличии умственного и физического здоровья человек может разви­вать свои навыки, а при наличии решимости и умения мотивировать эти навы­ки, он может преобразовывать их в действия. В результате возникает осозна­ние себя как личности: "Хорошо, что я такой, какой я есть" — это четвертый аспект. Восприятие себя как личности характеризуется пониманием себя, а также наличием внутренней ориентации, осознанием цели в жизни.

Отсутствие должного осознания своей личности противоречит принци­пам самосовершенствования. Необходимо примирится со своими недостатка­ми, но нельзя ненавидеть себя за них: вы должны либо исправить эти недо­статки, либо постараться найти оптимальный выход из неудачной ситуации. Вы также должны признавать и свои достоинства, не опускаясь до чрезмер­ного самодовольства, равно как и до самоуничижения и ложной скромности.

Следовательно, понятие "самосовершенствование" предусматривает укреп­ление здоровья, развитие мастерства, мотивации, решимости, осознание своего "Я" и цели в жизни.

Положительные и отрицательные качества часто в специальной литера­туре обозначают понятиями высшего и низшего "Я".

Высшее "Я" — это ваши положительные качества. Хотя у всех людей есть высшее "Я", многие, как ни странно, не осознают, не замечают своих хороших качеств и со смущением могут отрицать их наличие.

Другие люди, наоборот, слишком самодовольны и видят в себе только по­ложительные качества, которые, возможно, у них и отсутствуют.

Полезным может быть составление вами списка ваших качеств, относя­щихся к высшему "Я". Осознайте наличие у вас этих положительных ка­честв, но избегайте самодовольства.

Низшее "Я" — это ваши отрицательные качества. Поскольку низшее "Я" присуще всем нам, очень важно уметь признавать его. Отрицая его существо­вание у себя, вы препятствуете процессу самосовершенствования. Очень важ­но не позволять низшему "Я" преобладать над вами. Составьте список ваших качеств, относящихся к низшему "Я". Признайте их существование у себя и мотивируйте этим свое самосовершенствование.

Основные методы самосовершенствования, способствующие достижению разнообразных общих результатов в развитии личности, также помогают вы­работать качества и навыки, необходимые для такого развития, а именно: ведение личного журнала; ретроспективный обзор событий; размышление о происходящих событиях; умение прислушиваться к своему внутреннему "Я"; развитие интуиции; смелость в использовании новых идей; экспериментиро­вание с новым типом поведения; укрепление силы воли; поддержание спо­собности к восприятию нового; работа над высшим и низшим "Я"; способы


Формирование личности менеджера



совершенствования мышления (чтение, конспектирование, составление пла­на, методика систематического запоминания и др.); другие возможности са­мосовершенствования (обучение на курсах, участие в различных объединени­ях, кружках, выработка индивидуального стиля управления, развитие способ­ности общения и т. п.).

Контрольные вопросы

Что вы понимаете под термином "самоменеджмент"?

Функциональная модель самоменеджмента.

Преимущества самоменеджмента.

Причины, побуждающие заниматься саморазвитием.

Главные направления самосовершенствования менеджера.

Качественные результаты самосовершенствования.

Содержание различных аспектов развития личности.

Сбалансированность личности и как ее достичь.

Низшее и высшее "Я".

Основные методы самосовершенствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: