Русская религ. Ф-я

1. 30-е и 40-г, XIX века - влияния на рус. мысль герм. Идеализма - А. Хомяков и И. Киреевский.

2. Послед. 4-ть XIX века. - Вл. Соловьев, Достоевский и Л. Толстой, К. Леонтьев. Вл. Соловьев создал 1-ю в истории рус. мысли философ. систему.

3. конец XIX в, - нач. XX в- рус. Культур. ренессанс. братьев Трубецких, Мережковского, Булгакова, Бердяева, Флоренского. Это время выхода сборников - "Проблем идеализма" и "Вех", основания и активной деят. религиозно-филос. обществ в Петербурге, Москве и Киеве

4. период эмиграции, после революции 1917 г. В эмиграции оказались почти все рус философы. Наибольшая известность - Н. А. Бердяев, -редактор журнала "Путь". Расцвет и оформление рус. Религ. Филос.

"Основная задача рус. религиозно-филос. Лит. - построение православно-христиан. Мировоззрения - о построении действенного и целостного мировоззр., в кот. все его планы – религ., филос., культ., полит., соц. и даже эконом. взаимно перекрывались. В результате, русская рел. Ф охватывала не только основные вопросы дух. культуры, но и главные вопросы социально-политической жизни.

Ключевые темы и проблемы:

Проблема свободы. Свобода и необходимость. Соборность (в отличие от индивидуализма). Религ. космологизм (ожидание просветления и преображ. мира). Гуманизм и его кризис. Религ. антропологизм. Учение о Богочеловечестве. Учение о Царстве Божием. Эсхатологиэм. Проблема смерти и бессмертия, зла и страдания. Проблема этическая. Искание правды и смысла жизни. Критика эмпиризма, рационализма и критицизма. Знание и вера. Познание целостным духом. Проблема творчества. Культура и Ц. Техника и прогресс. Нигилизм. Смысл истории. Личность и массы. Социальная правда и социальный вопрос. Социализм и коммунизм. Марксизм. Проблема революции – соц. и духовной. Проблема власти. Анархизм и деспотизм. Либерализм и демократия. Теократия. Проблема христианского гос-ва. Православие и рус. Истор. процесс. Православие и русская душа. Православие и рус. культура. Церковь и жизнь. церковный народ. Русские болезни и их преодоление. Церков. раскол. Путь России и русского народа в мире. Россия и Европа, Восток и Запад. Славянофил. и западнич. Народн-во и марксизм. Большевизм.

Главн. Ос-сть – антропоцентризм, особое внимание к соц. проблеме, к проблемам историософии. В антроп-ме рус. мысли есть глубокий мотив - невозможность "разделять" теорет. и практич. сферу... Она пронизана необычай. свободой духа. Свойственен бескомпромис. максимализм - требовала радикал. переустройства об-ва и мира.

4 главных направл-я: 1) официал. церковное богословие - монашески-аскетич. традиция; 2) богослов. течение, основ. на свободе и соборности; 3) христиан. платонизм, шеллинг-во, софиология, занят проблемой космоса, 4) антропологизм и эсхатологизм - проблемы чел.а, истории, культуры и об-ва.

Л иберальное напр.В.С. Соловьев

И дея всеединства - объединения и гармонии всех сторон бытия (матер, духов);

• идея нравственности как главного аспекта жизни чел.а (низший уровень нравст – право, высший – любовь);

прогреса - как всеобщ связи поколений

воскрешения всех, -живых (духовное), и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к кот. д-но стремиться чел-во

• идея Бога как выражения добра;

• идея " богочел.а " – жизн. пути личности, кот. основан на следовании Богу, добре, нравственности;

Софии – всеобщ Божест мудрости;

русская идея, состоящая, из трех идей: "Святой Руси" (Москва - Третий Рим), "Великой Руси" (реф Петра I) и "Свобод. Руси" (дух декабр-в и Пушкина

Ф-я Н.А. Бердяева. П реобладает экзистенц. и религ. Направл-ть. • высшей ценностью в окружающем мире явл. свобода; • свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют основу сущ-ния чел.а;

• свобода чел. Подверг. угрозе извне – ее несут в себе об-во и гос-во; они стремятся подчинить челов; задача челов. - сохранить самобытность, • ключевую роль в жизни челов. играет религия; • Бог д.б. нравст., примером; • отношения между Богом и чел.ом д.б. " на равных ".

Проблеме истор. судьбы России и русского народа. Россия не д-на принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она д-на стать посредником между ними и выполнить свою истор. Миссию построить "Царство Божие" (об-во, основ. на взаимной любви и милосердии) на Земле. Ф. Бердяева имеет эсхатологич. Направл-ть (обосновывает "конец света" в будущем).

Основная тема - духовное бытие челов. Духовность челов. тесно связана с божественной духовностью. В основе мировоззрения лежит соотнош. духа и природы. Дух - название для понятий: жизнь, свобода, творческая деят., природа - вещь, определенность, пассивная деят. Дух не представляет собой ни объективную, ни субъективную реальность. Природа же - нечто объективное. Поэтому к ней относится не только материя, но и психика. Бог - как духовное начало. Божественное иррационально и сверх рационально, не нуждается в рац. доказательстве своего существования. Бог сотворил мир из ничто. Ничто - это не пустота, а некий первичный принцип, кот. предшествует Богу и миру. Порождение мира связано с его решением проблемы свободы. Для Бердяева существует 3 вида свободы: 1. первичная иррац. свобода (произвольность), 2. рац. (исполнение морального долга), 3. свобода, прониз. любовью к Богу. Иррац. свобода содержится в "ничто", из кот. Бог создал мир. Бог-творец возникает из божеств. ничто, а уже потом Бог-творец создает мир. Поэтому свобода не создается Богом, т.к. коренится уже в божественном ничто. Бог-творец не ответственен за ту свободу, кот. порождает зло. У него нет власти над небытием. Действия чел.а абсолютно свободны, т.к. неподвластны Богу, кот. не может даже их предвидеть. Бог не оказ. влияния на волю челов. существ, поэтому не обладает всемогущ. и всеведением, а лишь помогает чел.у чтобы его воля становилась добромЛичность не явл. частью об-ва, наоборот, общ. - часть личности. Основа челов. личности – бессознат., восходящее через сознат. к сверхсознат. В чел.е существует божеское, а в Божестве - человечес. Чел. - " двойств. существо, живущее в мире феноменов и в мире ноуменов ". Чел. – духов. субстанция, кот. не явл. объектом. Он имеет большую ценность, чем общ, гос-во, нация.Предлагает более высокую стадию нрав. жизни, кот. основывается на искуплении и любви к Богу. Эта этика связ. с появлен. Богочел.а в мире и проявлением любви к грешникам 3 силы действуют во всемирной истории: Бог, судьба и челов. свобода. Вот почему история явл. столь сложной. Христианство признает, что судьба м.б. преодолена только через Христа. Выражение победы иррац. свободы – революции - крайняя степень проявления хаоса. Чел., руководствуясь нерелиг. гуманизмом, начинает терять свою человечность. Самим Богом предназначено, чтобы Россия стала великим целостным единством Востока и Запада. Беды России коренятся в неправильном соотнош. в ней муж. и женск.начал. У зап. народов муж.начало возобладало в основных силах народа, а "русская душа оставалась неосвобожденной, не осознавала пределов и простиралась беспредельно. Она требует всего или ничего, ее настроение бывает апокалипсич., либо нигилистич..

Предрекает миру новую эпоху, в кот. произойдет соединение зап. и вост. культур и родится новое мироустройство, гармоничное, духовное, свободное от провинциализма, замкнутости и однобокости, кот. страдает зап. Ц. Роль России - проводника духовных высот древ. востока в мир Зап., обогащение его религиозностью.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: