Экзистенциализм — направление Ф-и, главным предметом изучения кот. стал чел., его проблемы, трудности, существование в окружающем мире

Экзистенциализм как направление Ф-и начал зарождаться еще в середине XX в., а в 20-е — 70-е г XX в. приобрел актуальность и стал одним из популярных филос. направлений в Западной Европе.

3. Экзист. Ф-я распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, кот. уделяли внимание философы-экзистенциалисты: • уникальность челов. личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом; • разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; • проблема одиночества, заброшенности чел.а (чел. одинок в окруж. мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным); • проблема бессмысленности жизни; • проблема внутр. выбора; • проблема поиска чел.ом своего как внутр "Я", так и внеш. - места в жизни

4. Основателем Э. - датский ф-ф Сьорен Кьеркегор (1813 - 1855). Лучшие представители XX в.: • Карл Ясперс; • Жан-Поль Сартр; • Альбер Камю; • Мартин Хайдеггер. Различают экзистенциализм религиозный - Ясперс, Марсель - и атеистич - Сартр, Камю, Мерло-Понти.

5. Карл Ясперс (1883 - 1969) - немецкий ф-ф - был одним из первых, кто поднял экзистенц.проблемы в XX в. (в книге "Психология мировоззрений").

Согласно Я. Чел-к обычно живет "заброшенной", не имеющей большого смысла жизнью — "как все". При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действ-ти, не знает своих скрытых способностей, возможн., подлинного "Я". Но в особых случаях истин. натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничн. ситуации — между жизнью и смертью, особо важные для чел.а, его дальнейш. судьбы. С этого момента чел. осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью — высшим бытием.

Вся жизнь чел-ка осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции — к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта.

Чел-к приближается к транцеденции, абсолюту, высвобождает энергию, осознает себя через так называемые "шифры" трансцедентального: • эротику, секс; • единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой); • свободу; • смерть — конечность бытия.

6. Основная проблема Э. Жана-Поля Сартра (1905 — 1980) — проблема выбора. Центр. понятием сартровской Ф-и явл. "для-себя-бытие".

"Для-себя-бытие" - высшая реальность для чел.а, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя чел. может только через "для-другого-бытие" — различные взаимоотношения с другими людьми. Чел. видит и воспринимает себя через отношение к нему "другого".

Важнейш. условие жизни чел-ка, ее "стержень", основ. активности - свобода.

Чел-к находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для чел.а проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистен. выбор, чел. определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

Вся жизнь — цепочка различных "маленьких жизней", отрезков разного бытия, связанная особыми "узлами" — экзистенц. решениями. Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т. д.

По Сартру, свобода чел.а абсолютна (то есть безотносительна). Чел. свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Чел. обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).

Вместе с проблемой свободы - проблема ответств-ти. Чел. ответственен за все, что совершает, за самого себя ("Все, что со мной происходит, - мое").

Единственное, за что чел. не может отвечать, — это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: