Эмпирический уровень науч исследования и эмпирический базис науки

Научное позн-е представляют собой сложно организованную целостность, отличающуюся особой структурной организацией. Структурирование науч позн-я может быть проведено по разным основаниям. Наиболее репрезентативным является подход, учитывающий специф научной деятельности и её рез-тов в ходе эмпирического и теоретического исследования. Так эмпирическое исследование призвано выявить и зафиксировать относительно неглубокие связи и характеристики изучаемых объектов, за коти скрываются внутренние существенные и необходимые параметры, на изучение кот нацелено теоретическое позн-е. (Задачи) Эмпирическое исследование призвано описать изучаемый объект, систематизировать собранную о нем информацию, а осн задачей теоретического позн-я является объяснение исследуемых явлений. Решая поставленные задачи в эмпирическом и теоретическом позн-и, ученый обращается к разл методам исследования. К числу методов эмпирического уровня науч позн-я относятся такие исследовательские процедуры, как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, описание. К рез-там, полученным в ходе эмпирического исследования, относятся научные факты, эмпирические обобщения и закономерности.

Эмпирический и теоретический уровни науч позн-я не только взаимоотрицают, но и взаимопредполагают друг друга. Эмпирический и теоретический уровни науч позн-я, как и научное исследование в целом, хар-тся особой структурной организацией. Для эмпирического уровня элементами структурной орг-и выступают непосредственные наблюдения и данные наблюдений во время эксперимента, научные факты и эмпирические закономерности, в сов-ти образующие эмпирический базис научной дисциплины. Научный факт представляет собой рез-т сложного проца, предполагающего выявление некоего инварианта множества наблюдений (непосредственных или в качестве данных, полученных в эксперименте) с учетом тех теоретических представлений концептуального характера, кот находятся в распоряжении исследователей. Установление связи между научными фактами, зачастую представленной в форме математического выражения, позволяет сформулировать эмпирическую закономерность, объяснение кот предстоит дать в теоретическом исследовании. Выявление науч фактов, требующих своего объяснения и не получающих такового в рамках наличного науч знания, предпол постановку проблемы. Проблема -- это “знание о незнании”, влекущее за собой поиск нов нетривиальных концептуальных средств для объяснения имеющихся науч фактов.

Для эмпирического уровня элементами структурной орг-и выступают так называемые исходные данные наблюдений и экспериментов или эмпирические протоколы, а также факты и эмпирические закономерности, в сов-ти образующие эмпирический базис научной дисциплины. Научный факт представляет собой рез-т достаточно сложного познавательного проца, предполагающего выявление опред инварианта множества наблюдений или экспериментальных процедур с учетом тех теоретических представлений концептуального характера, кот находятся в распоряжении исследователей. Установление связи между научными фактами, зачастую представленной в форме математического выражения, позволяет сформулировать эмпирическую закономерность, объяснение кот предстоит дать в теоретическом исследовании. Выявление науч фактов, требующих своего объяснения и не получающих такового в рамках наличного науч знания, предпол постановку проблемы. Проблема – это «знание о незнании», влекущее за собой поиск нов нетривиальных концептуальных средств д/объяснения имеющихся науч фактов. В ряде случаев она акцентирует внимание исследователей на парадоксах прежних теорий, требуя их разрешения. В своем развертывании проблема расчленяется на ряд взаимосвязанных вопров, являющихся своеобразными формами науч поиска. К числу последних также следует отнести гипотезы, закономерно появляющиеся в проце обсуждения науч проблем и решения науч вопров. Гипотеза предст-т собой научно обоснованное предположение о существенных хар-ках и глубин необходимых связях изучаемых явлений и процов, что в свою оч-дь ставит вопр о сп-бах ее проверки. Для развитой науки этот вопр достаточно сложен, поскольку в научной практике речь идет не о проверке самих гипотез, а следствий из них, что приводит к значительным трудностям как теоретического, так и методологического характера. Важнейшим рез-том науч исследования является создание научной теории. По своему предмету, сп-бам построения и ряду др характеристик научные теории весьма отличаются друг от друга, что значительно затрудняет выработку стандартного и универсального определения этой формы науч знания. В самом общем виде под научной теорией пон-ся органически целостная непротиворечивая система знаний, в обобщенной форме раскрывающая сущностные свойства и закономерные связи некот предметной области, на основе кот достигается объяснение и предсказание явлений.
44. Специф теоретического знания. Ст-ра и функции научной теории.

1. Научное знание структурировано. Структурировать науку можно по разным основаниям, напр, выделить дисциплинарную организацию науки. Но наиболее продуктивным является выделение эмпирического и теоретического уровня орг-и науч позн-я.

2. Специф теоретического уровня – оперирование абстрактными понятиями, подчинёнными определённой задаче – идеальными конструктами.

3. Науч теория – это целостная, непротиворечивая система идей в обобщённой форме раскрывающая сущностные свойства и закономерные связи некот предметной области. Система, на основе кот осуществляется объяснение и предвидение событий, относящихся к этой предметной области.

Требования к научной теории:

- непротиворечивость – не должны возникать следствия исключающие друг друга;

- внутренняя логика связей – т.е. это логически организованное множество высказываний;

- полнота – объяснение всех явлений, относящихся к этой области.

Ст-ра научной теории:

- частные теоретические схемы;

- фундаментальные теоретические схемы;

- математический ап-т;

- эмпирический базис теории (позволяет проверить).

В классической науке Двж от частных теоретических схем к фундаментальным, в неклассической – наоборот.

Функции научной теории:

- Объясняющая

Схемы объяснений были разн в разл эпохи:

-схоластическая – поиск фундирующей основы;

-натурфилософская;

-позитивистская – сведение к уже известным свойствам;

-классическая наука – нахождение причин;

-неклассическая и постнеклассическая наука – проблема объяснения становится дискуссионной.

- Предсказывающая

Предсказания àтривиальные

àнетривиальныеàаналитические(предсказание некот науч факта,

вытекающего из уже известны закономерностей)

àсинтетические(предсказание науч факта за кот

скрывается ещё неизвестный закон)

- Синтезирующая

Собирает вместе явления, далеко отстоящие друг от друга в области науки. Существует два механизма синтеза теорий: вертикальный (диахронный) – одна теория является частным случаем др, горизонтальный (синхронный) – …

Как в эмпирическом, так и в теоретическом исследовании особую роль играет язык науки, обнаруживающий ряд отличительных особенностей по сравнению с языком обыденного позн-я. В силу ряда обстоятельств обыденный язык оказывается недостаточным для описания объектов науч исследования: 1) его лексика не позволяет зафиксировать информацию об объектах науч исследования, выходящих за сферу непосредственной практической деятельности Ч и его обыденного позн-я; 2) понятия обыденного языка отличаются расплывчатостью и многозначностью; 3) грамматические конструкции такой языковой с-мы, складывающейся стихийно, содержат в себе истор напластования, зачастую носят громоздкий характер и не позволяют достаточно четко эксплицировать ст-ру мысли, логику мыслительной деятельности. В силу указанных особенностей обыденного языка научное позн-е и науч коммуникация предполагают выработку и использование специализированных, искусственных языков, количество кот постоянно возрастает по мере развития науки. Первым примером создания специальных языковых средств служит введение Аристотелем символических обозначений в логику. Становление и бурное развитие классической науки, и в первую оч-дь математики, во многом происходило благодаря оформлению математической символики в трудах Виета и Декарта. С др стор анализ парадоксов в разв математики в начале 20в поставил вопр о необходимости поиска нов подходов к созданию искусственных языков науки. Одн из попыток решения возникшей проблемы стала концепция семантических уровней языка (Тарский), представившая его в качестве структурированной с-мы, в рамках кот каждый последующий уровень выступает в качестве метаязыка для предшествующего. Методологические ориентиры, заложенные в этой концепции, не только позволили избегнуть в науке парадоксов типа «Лжец», но и сыграли опред роль в решении проблемы квантомеханического описания микрообъектов в ходе становления физики микромира, тем самым сп-бствуя формированию неклассической научной рациональности. Потребность в точном и адекватном языке в ходе развития науки привела к созданию специальной терминологии, научной номенклатуры, предполагающей использование особых правил построения наименований объектов и операций с ними. Наряду с этим необходимость совершенствования языковых средств в науч позн-и обусловила появление формализованных языков науки, отличительными особенностями кот являются: 1) четко проведенное различие между объектным языком и метаязыком; 2) задание алфавита, т.е. списка исходных знаков (имен, терминов); 3) экспликация семантических правил, определяющих значение исходных знаков, что предпол опору на опред теорию значения; 4) точная и явная формулировка правил построения из исходных знаков развернутых знаковых систем; 5) однозначное задание (с использованием метаязыка) правил преобразований одних сложн знаковых выражений в др. Создание и совершенствование формализованных языков науки явилось одн из предпосылок развития теоретического исследования, в том числе обогащения его инструментария таким, напр, методом, как формализация и рядом базирующихся на нем исследовательских процедур. В ст-ру теоретического уровня науч позн-я входят фундаментальные теории и теории, кот, базируясь на фундаментальных концепциях, описывают достаточно ограниченную область реальности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: