Схема МОН по Куну

Основным понятием является: Парадигма (междисциплинарная матрица)

           
   
 
   
 


в неё входят:

фил идеи ценности

законы алгоритмы решения задач

В схеме Куна на науку прежде всего влияют социо-психологические факторы, а в схеме Степина – социокультурные.

Радикальная перестройка всей с-мы метатеоретических оснований науки знаменует собой завершение экстенсивного периода ее эв-ции, включающего отдельные внутридисиплинарные революции в науке, и переход в интенсивную фазу развития, именуемую глобальной научной революцией. История развития естествознания насчитывает четыре такие революции, сопровождавшиеся сменой типа научной рациональности. Первая свершилась в XVII веке, ознаменовав становление классического естествознания. Вторая произошла в конце XVIII -- первой половине XIX века и привела к формированию дисциплинарно организованной науки. В рез-те этих революций сформировалась и получила свое развитие классическая наука с характерным для нее стилем мышления. Третья революция, разворачивавшаяся с конца XIX века вплоть до середины ХХ века, привела к формированию неклассической науки. Начиная с последней трети ХХ века, происходит четвертая науч революция, влекущая за собой становление постнеклассической науки с присущими ей отличительными особенностями научной рациональности, включающей гуманистические ориентиры в определение стратегий науч поиска.

Во второй половине 20ст. в философии науки начинает активно обсуждаться проблема оснований и предпосылок науч позн-я. Это позволило существенно расширить проблематику ст-ры науч знания и зафиксировать в ней особый уровень, кот стал называться слоем метатеоретических оснований науки. В качестве таких оснований сег рассматриваются разл формы ценностных и мировоззренческих структур, кот выполняют разл функции в проце формирования и развития теоретических знаний. Они не только задают стратегические ориентации науч познанию, но и во многом обеспечивают включение его рез-тов в культуру соответствующей истор эпохи. Обычно в состав метатеоретических оснований науки включают философские принцы и категории; общенаучные методологические регулятивы, научную картину мира, стиль науч мышления, концепты здравого смысла и др.Нередко метатеоретические основания науки разделяют на доконцептуальные и концептуальные. Основания доконцептуального уровня составляют положения здравого смысла, образы продуктивного воображения, идеалы и этич нормы, в соответствии с коти оценивается и интерпретируется научное знание. Как правило, они фиксируются в форме интуитивно-заданных, моральных и эмоционально значимых суждений и оценок. Концептуальный уровень метатеоретических предпосылок науч позн-я конституируется в формах логико-дискурсивных и вербально-понятийных структур и специально разработанных философско-мировоззренческих идей и концепций. Весьма детальная и методологически обоснованная версия этой проблемы предложена Степиным. В качестве базовых метатеоретических оснований науки он выделяет три блока предпосылочного знания: идеалы и нормы науч исследования; научную картину мира; философские основания науки. Каждый из этих блоков обладает сложной ст-рой и играет опред роль в динамике науч знания. Блок идеалов и норм исследования включает в себя идеалы и нормы: 1) доказательства и обоснования знания; 2) объяснения и описания; 3) построения и орг-и знания. В идеалах и нормах науч исследования зафиксировано не только принциальное отличие науч позн-я от др видов познавательной деятельности и специфические нормативные ст-ры, характерные для отд специальных областей науч позн-я, но и отличительные особенности стиля мышления опред периода в разв науч знания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: