Существует множество определений понятия куль-
туры. Первоначально термин ≪культура≫ обозначал
обработку и уход за землей. Наиболее философским
является определение культуры и как системы истори-
чески развивающихся внебиологических программ
человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих
воспроизводство и изменение социальной жизни во
всех основных проявлениях, сфера свободной само-
реализации личности≫. Впервые культура становится
предметом философского изучения в рамках филосо-
фии Просвещения. Она выражает здесь степень раз-
витости разумного начала, опредмечиваясь в ходе
истории в религии, морали, праве, искусстве, науке,
философии. При этом многообразие форм культуры
располагалось в определенной исторической после-
довательности. Представители философии жизни
сформировали идею об исторической самобытности
и локальности культур, отказались от представлений
о единой линии культурного развития человеческого
рода, оппозиция ≪природа - культура≫ сменилась на
|
|
оппозицию ≪цивилизация - культура≫ (О. Шпенглер).
Это противопоставление было связано с критикой
западной техногенной цивилизации и массовой куль-
туры. Культура как органическое, творческое, духов-
ное начало противопоставляется цивилизации как
утилитарному, техногенному, материальному. Культу-
ра при этом сводится к высшим областям духовного
творчества, а цивилизация - к системе различных
технологий, повышающих материальное благосостоя-
ние людей. В современной философии можно выде-
лить два основных подхода к осмыслению культуры.
С точки зрения аксиологического подхода культура -
^ э т о система ценностей, сложная иерархия идеалов
и смыслов, значимая для конкретного общественно-
го организма. Сторонники этого подхода обращают
особое внимание на творческий и личностный аспек-
ты культуры, рассматривая ее как меру гуманизации
общества и человека. С точки зрения деятельностно-
го подхода культура - специфический способ чело-
веческой жизнедеятельности. Как способ регуляции,
сохранения и развития общества культура включает
в себя не только духовную, но и предметную деятель-
ность. Акцентируется не столько культура личности,
сколько культура всего общества. Близкой к деятель-
ностному подходу является семиотическая интерпре-
тация культуры Ю. М. Лотмана. Культура рассмат-
ривается им как система информационных кодов,
закрепляющая жизненный социальный опыт, а также
средства его фиксации.
Культура как сложно организованный и развиваю-
щийся набор таких семиотических систем транслиру-
|
|
ет программы поведения, общения и деятельности.
Культура как система разнообразных традиций, образ-
цов поведения, норм и результатов деятельности,
постоянное воспроизведение которых делает чело-
века человеком, обладающим языком, сознанием,
искусством, современной индустрией, наукой, пред-
ставляет абсолютную ценность, задающую главные
ориентиры всем сферам человеческой деятельно-
сти. Культура передается от поколения к поколению
и является формой социального наследования, со-
храняющей для будущего наш социальный опыт. Ос-
новным для философии культуры является вопрос
о существовании культурных универсалий, задающих
целостный обобщенный образ человеческого мира.
ная форма мировоззрения. Главные истоки проблем
мировоззрения:
1) индивидуально-экзистенциальные;
2) социально-классовые;
3) внутринаучные;
4) художественно-этические.
Проблемы философского мировоззрения яв-
ляются порождением многообразных потребностей че-
ловека и детерминируются его многообразной деятель-
ностью. Все множество проблем философского
мировоззрения может быть сведено в пять больших
групп: онтологическую, антропологическую, аксиологи-
ческую, гносеологическую, праксеологическую. Интег-
ратором, ядром всех проблем выступает основной во-
прос философии. Основной вопрос, или основная
проблема, философии фиксирует онтологическое и гно-
сеологическое отношение материи и сознания и явля-
ется центром философской проблематики, отражающим
реальное ядро предмета философского исследования.
Первым компонентом, инициирующим отношение
субъекта к объекту, являются потребности. Потребности
делятся на витальные и социальные. Формой выраже-
ния потребностей является интерес. Интерес как осоз-
нанная потребность задает определенную направлен-
ность субъекта к объекту, инициирует его активность.
Следующим компонентом структуры мировоззрения яв-
ляются знания. В системе субъектно-объектного отно-
шения выделяются два уровня знания: знания объекта
и знания субъекта. Своеобразным ≪редактором≫ знаний
человека о мире и о себе являются ценности. Знания,
пропущенные через ценности, обеспечивают еще один
компонент структуры мировоззрения. Это идея - зве-
но, связующее объект и субъект.
конструирования объекта усилиями человече-ского
ума, субъекта вне рамок его чувствительной деятель-
ности. Далеко не продвинулись представители фило-
софии материализма, рассматривавшие связь субъек-
та и объекта как чисто физическое отношение. При
этом познание видится как результат одностороннего
воздействия объекта на субъект. А в отношении меж-
ду субъектом и знанием возникает проблема оценки
знаний, определения их достаточности для решения
конкретной проблемной ситуации.
В отношении между знанием и объектом как источ-
ником знания есть свои проблемы Это вопросы исти-
ны знания, ее критерия. Всякое знание всегда интен-
ционально, т. е. направлено на свой объект. Вопрос
о соотношении образа и предмета, знания и реально-
сти является основным вопросом гносеологии. Фор-
мой, связующей отношение субъекта и объекта, явля-
ется образ. Образ субъективен по восприятию, но 00
объективен по содержанию. В истории философии
сложились три варианта связи образа и объекта: об-
раз есть совокупность наших ощущений (позиция
субъективного идеализма); образ есть постижение
разумом объективно существующих идей (объектив-
ный идеализм); образ есть субъективное освоение
объективной действительности, существующей неза-
висимо от сознания субъекта (материализм). По от-
ношению к субъекту образы подразделяются на чув-
ственные и рациональные. По отношению к объекту
|
|
делятся на информационные и проективные. Из этого
следует, что познание - сложный процесс, включаю-
щий различные формы субъективного освоения
объективной действительности.
со