Понятие культуры в философии

Существует множество определений понятия куль-

туры. Первоначально термин ≪культура≫ обозначал

обработку и уход за землей. Наиболее философским

является определение культуры и как системы истори-

чески развивающихся внебиологических программ

человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих

воспроизводство и изменение социальной жизни во

всех основных проявлениях, сфера свободной само-

реализации личности≫. Впервые культура становится

предметом философского изучения в рамках филосо-

фии Просвещения. Она выражает здесь степень раз-

витости разумного начала, опредмечиваясь в ходе

истории в религии, морали, праве, искусстве, науке,

философии. При этом многообразие форм культуры

располагалось в определенной исторической после-

довательности. Представители философии жизни

сформировали идею об исторической самобытности

и локальности культур, отказались от представлений

о единой линии культурного развития человеческого

рода, оппозиция ≪природа - культура≫ сменилась на

оппозицию ≪цивилизация - культура≫ (О. Шпенглер).

Это противопоставление было связано с критикой

западной техногенной цивилизации и массовой куль-

туры. Культура как органическое, творческое, духов-

ное начало противопоставляется цивилизации как

утилитарному, техногенному, материальному. Культу-

ра при этом сводится к высшим областям духовного

творчества, а цивилизация - к системе различных

технологий, повышающих материальное благосостоя-

ние людей. В современной философии можно выде-

лить два основных подхода к осмыслению культуры.

С точки зрения аксиологического подхода культура -

^ э т о система ценностей, сложная иерархия идеалов

и смыслов, значимая для конкретного общественно-

го организма. Сторонники этого подхода обращают

особое внимание на творческий и личностный аспек-

ты культуры, рассматривая ее как меру гуманизации

общества и человека. С точки зрения деятельностно-

го подхода культура - специфический способ чело-

веческой жизнедеятельности. Как способ регуляции,

сохранения и развития общества культура включает

в себя не только духовную, но и предметную деятель-

ность. Акцентируется не столько культура личности,

сколько культура всего общества. Близкой к деятель-

ностному подходу является семиотическая интерпре-

тация культуры Ю. М. Лотмана. Культура рассмат-

ривается им как система информационных кодов,

закрепляющая жизненный социальный опыт, а также

средства его фиксации.

Культура как сложно организованный и развиваю-

щийся набор таких семиотических систем транслиру-

ет программы поведения, общения и деятельности.

Культура как система разнообразных традиций, образ-

цов поведения, норм и результатов деятельности,

постоянное воспроизведение которых делает чело-

века человеком, обладающим языком, сознанием,

искусством, современной индустрией, наукой, пред-

ставляет абсолютную ценность, задающую главные

ориентиры всем сферам человеческой деятельно-

сти. Культура передается от поколения к поколению

и является формой социального наследования, со-

храняющей для будущего наш социальный опыт. Ос-

новным для философии культуры является вопрос

о существовании культурных универсалий, задающих

целостный обобщенный образ человеческого мира.

ная форма мировоззрения. Главные истоки проблем

мировоззрения:

1) индивидуально-экзистенциальные;

2) социально-классовые;

3) внутринаучные;

4) художественно-этические.

Проблемы философского мировоззрения яв-

ляются порождением многообразных потребностей че-

ловека и детерминируются его многообразной деятель-

ностью. Все множество проблем философского

мировоззрения может быть сведено в пять больших

групп: онтологическую, антропологическую, аксиологи-

ческую, гносеологическую, праксеологическую. Интег-

ратором, ядром всех проблем выступает основной во-

прос философии. Основной вопрос, или основная

проблема, философии фиксирует онтологическое и гно-

сеологическое отношение материи и сознания и явля-

ется центром философской проблематики, отражающим

реальное ядро предмета философского исследования.

Первым компонентом, инициирующим отношение

субъекта к объекту, являются потребности. Потребности

делятся на витальные и социальные. Формой выраже-

ния потребностей является интерес. Интерес как осоз-

нанная потребность задает определенную направлен-

ность субъекта к объекту, инициирует его активность.

Следующим компонентом структуры мировоззрения яв-

ляются знания. В системе субъектно-объектного отно-

шения выделяются два уровня знания: знания объекта

и знания субъекта. Своеобразным ≪редактором≫ знаний

человека о мире и о себе являются ценности. Знания,

пропущенные через ценности, обеспечивают еще один

компонент структуры мировоззрения. Это идея - зве-

но, связующее объект и субъект.

конструирования объекта усилиями человече-ского

ума, субъекта вне рамок его чувствительной деятель-

ности. Далеко не продвинулись представители фило-

софии материализма, рассматривавшие связь субъек-

та и объекта как чисто физическое отношение. При

этом познание видится как результат одностороннего

воздействия объекта на субъект. А в отношении меж-

ду субъектом и знанием возникает проблема оценки

знаний, определения их достаточности для решения

конкретной проблемной ситуации.

В отношении между знанием и объектом как источ-

ником знания есть свои проблемы Это вопросы исти-

ны знания, ее критерия. Всякое знание всегда интен-

ционально, т. е. направлено на свой объект. Вопрос

о соотношении образа и предмета, знания и реально-

сти является основным вопросом гносеологии. Фор-

мой, связующей отношение субъекта и объекта, явля-

ется образ. Образ субъективен по восприятию, но 00

объективен по содержанию. В истории философии

сложились три варианта связи образа и объекта: об-

раз есть совокупность наших ощущений (позиция

субъективного идеализма); образ есть постижение

разумом объективно существующих идей (объектив-

ный идеализм); образ есть субъективное освоение

объективной действительности, существующей неза-

висимо от сознания субъекта (материализм). По от-

ношению к субъекту образы подразделяются на чув-

ственные и рациональные. По отношению к объекту

делятся на информационные и проективные. Из этого

следует, что познание - сложный процесс, включаю-

щий различные формы субъективного освоения

объективной действительности.

со


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: