Отличительной чертой XX в. благодаря развиваю-
щимся средствам массовой коммуникации было рас-
пространение массовой культуры. В таком обшир-
ном смысле массовой культуры в XIX в. и ранее не
было. Газеты, журналы, цирк, балаган, фольклор, уже
вымирающий, - это все, чем располагали город и де-
ревня.
Массовая культура нужна для того, чтобы осуществ-
лять принцип дополнительности, когда нехватка ин-
формации в одном канале связи заменяется избыт-
ком ее в другом. Именно так массовая культура
противопоставляется фундаментальной культуре.
Массовая культура - это семиотический (знако-
вый) образ реальности, а фундаментальная культура -
это ≪вторичная моделирующая система≫, которая, что-
бы осуществиться, нуждается в языке реальности.
В этом смысле массовая культура XX в. была пол-
ной противоположностью элитарной культуры в од-
ном и ее копией в другом.
Для массовой культуры характерны антимодер-
низм и антиавангардизм. Если модернизм и аван-
гардизм стремятся к усложненной технике письма, то
|
|
массовая культура оперирует предельно ясной,
простой, отработанной предшествующей культурой тех-
никой. Если в модернизме и авангардизме преобла-
дает установка на новое как основное условие их су-
ществования, то массовая культура традиционна
и консервативна. Она ориентирована на среднюю язы-
ковую семиотическую норму, на простую прагматику,
ибо обращена к огромной читательской, зрительской
и слушательной аудитории. Можно даже сказать, что
массовая культура возникла в XX в. не только благо-
итию техники, приведшему к такому огром-