Ся, совершенствуются. Поэтому лишь развивающая-
Ся общественная практика может полностью подтвер-
Дить или опровергнуть то или иное человеческое
Представление.
Проверка знания ≪на истину≫ практикой не есть
какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или ≪зер-
кальное сличение≫, а она есть процесс, т. е. носит
Исторический, диалектический характер.
Это значит, что критерий практики одновременно
Определен и неопределен, абсолютен и относителен.
Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся
Практика во всей полноте ее содержания может окон-
Чательно доказать какие-либо теоретические или иные
Положения.
Му, во-вторых, как тот элемент знаний, который не мо-
Жет быть никогда опровергнут в будущем. Это так назы-
Ваемые вечные истины, знания об отдельных сторонах
Предметов.
Относительная истина (точнее, относительное
В объективной истине) выражает изменчивость каждо-
|
|
Го истинного знания, его углубление, уточнение по мере
Развития практики и познания. При этом старые исти-
Ны либо заменяются новыми, либо опровергаются
И становятся заблуждениями (например, истина о су-
Ществовании вечного двигателя). Относительность ис-
Тины заключается в ее неполноте, условности, прибли-
Зительности, незавершенности. Абсолютная истина
В виде целостного фрагмента знания складывается из
Суммы относительных, но не путем механического со-
Единения готовых истин, а в процессе исторического
Развития познания и синтеза его результатов.
Существует две позиции в отношении абсолютного
И относительного моментов истины. Догматизм пре-
Увеличивает значение устойчивого момента, реля-
Тивизм - изменчивой стороны каждой истины.
В свое время Г. В. Ф. Гегель справедливо подчер-
Кивал, что абстрактной истины нет, истина всегда кон-
Кретна.
Это значит, что любое истинное знание всегда опре-
Деляется в своем содержании и применении условия-
Ми места, времени и многими другими специфически-
Ми обстоятельствами, которые познание должно
Стремиться учесть как можно точнее. Игнорирование
Определенности ситуации, распространение истинно-
Го знания за пределы его действительной применимо-
Сти неминуемо превращает истину в антипод - в заб-
Луждение.
со
J
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ
ЦЕННОСТЕЙ В ФИЛОСОФИИ
Ценности отражают значимость тех или иных объек-
|
|
Тивных явлений в жизни людей. Ценностное отношение
Формируется в процессе человеческой деятельности,
Где выделяют три вида производства: людей, ве-
Щей и идей.
Первой (и основной) ценностью является сам че-