Чимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую

основу сознания и поведения личности* и непосред-

ственно влияют на ее развитие.'

Социализация личности - это усвоение со-

Циального опыта благодаря социальной активности

ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНОЙ

ИНТЕРПРЕТАЦИИ Г. РИККЕРТА И М. ВЕБЕРА

Философское учение о ценностях и их признаках

Называется аксиологией. В период ее выделения

В самостоятельную область философских исследова-

Ний сформировались несколько теорий ценностей.

Рассмотрим две из них.

Аксиологический трансцендентализм (В. Вин-

Дельбанд, Г. Риккерт). раскрывает ценности не как

Объективную реальность, а как идеальное бытие. Они

Независимы от человеческих желаний. Это такие цен-

Ности, как добро, истина, красота, они имеют само-

Достаточное значение.

Цели сами по себе не могут служить средством для

Иных целей. Таким образом, ценность - это не реаль-

ность, а идеал, носитель ее - ≪сознание вообще≫,

Т. е. трансцендентальный (потусторонний, запредель-

Ный) субъект. Ценности в этой концепции рассмат-

Риваются как нормы и образуют базу конкретных цен-

Ностей и культуры.

Основателем социологической концепции ценно-

Стей является М. Вебер. Он ввел проблему ценностей

В социологию. С его точки зрения, ценность - это

Норма, которая имеет определенную значимость для

Социального субъекта. Также он особо подчеркивал

Роль этических и религиозных ценностей в развитии

Общества.

В литературе существуют разные точки зрения по

Вопросу о природе ценностей и их понятии. Ценность

Рассматривалась как предмет, приносящий пользу

И способный удовлетворить ту или иную потребность

Человека.

Это реальная сторона ценностей. Их надо рассмат-

^личности. В этом смысле она совпадает с развитием ^ ривать как общую концепцию ценностей.

В широком смысле слова ценность - это понятие,

Указывающее на культурное, общественное или лич-

Ностное значение (значимость) явлений и фактов

Действительности.

Все многообразие мира может выступать в качест-

ве ≪предметных ценностей≫ и оцениваться с точки

Зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного

И безобразного, справедливого и несправедливого

И т. д. Это предметы материальной и духовной дея-

Тельности людей, общественные отношения и при-

Родные явления.

Ценностное отношение человека к миру - это

центр проблемы, сторонами которой и являются ≪пред-

метные ценности≫ и ≪субъектные ценности≫. Неокан-

Тианцами отрицался закономерный характер разви-

Тия общества и его культуры. Проблема опережения

Социальной значимости тех или иных исторических

Явлений, их роли в развитии человеческой культуры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: