основу сознания и поведения личности* и непосред-
ственно влияют на ее развитие.'
Социализация личности - это усвоение со-
Циального опыта благодаря социальной активности
ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНОЙ
ИНТЕРПРЕТАЦИИ Г. РИККЕРТА И М. ВЕБЕРА
Философское учение о ценностях и их признаках
Называется аксиологией. В период ее выделения
В самостоятельную область философских исследова-
Ний сформировались несколько теорий ценностей.
Рассмотрим две из них.
Аксиологический трансцендентализм (В. Вин-
Дельбанд, Г. Риккерт). раскрывает ценности не как
Объективную реальность, а как идеальное бытие. Они
Независимы от человеческих желаний. Это такие цен-
Ности, как добро, истина, красота, они имеют само-
Достаточное значение.
Цели сами по себе не могут служить средством для
Иных целей. Таким образом, ценность - это не реаль-
ность, а идеал, носитель ее - ≪сознание вообще≫,
Т. е. трансцендентальный (потусторонний, запредель-
Ный) субъект. Ценности в этой концепции рассмат-
Риваются как нормы и образуют базу конкретных цен-
Ностей и культуры.
Основателем социологической концепции ценно-
Стей является М. Вебер. Он ввел проблему ценностей
В социологию. С его точки зрения, ценность - это
Норма, которая имеет определенную значимость для
Социального субъекта. Также он особо подчеркивал
Роль этических и религиозных ценностей в развитии
Общества.
В литературе существуют разные точки зрения по
Вопросу о природе ценностей и их понятии. Ценность
Рассматривалась как предмет, приносящий пользу
И способный удовлетворить ту или иную потребность
Человека.
Это реальная сторона ценностей. Их надо рассмат-
^личности. В этом смысле она совпадает с развитием ^ ривать как общую концепцию ценностей.
В широком смысле слова ценность - это понятие,
Указывающее на культурное, общественное или лич-
Ностное значение (значимость) явлений и фактов
Действительности.
Все многообразие мира может выступать в качест-
ве ≪предметных ценностей≫ и оцениваться с точки
Зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного
И безобразного, справедливого и несправедливого
И т. д. Это предметы материальной и духовной дея-
Тельности людей, общественные отношения и при-
Родные явления.
Ценностное отношение человека к миру - это
центр проблемы, сторонами которой и являются ≪пред-
метные ценности≫ и ≪субъектные ценности≫. Неокан-
Тианцами отрицался закономерный характер разви-
Тия общества и его культуры. Проблема опережения
Социальной значимости тех или иных исторических
Явлений, их роли в развитии человеческой культуры