Отвечала на вопросы бытия, помогая жить.
Милетская школа VII— вв. до н. э. - Фалес,
Анаксимен, Анаксимандр.
Демифологизация античного мировоззрения.
Переход от родовых реалий к явлениям и событиям.
Все находит начало в первичной субстанции. Она то,
что для объяснения не нуждается в чем-то другом:
Вода (Фалес), воздух (Анаксимен).
Апейрон - вечное и беспредельное начало (Анак-
Симандр).
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
(ОТ АРИСТОТЕЛЯ ДО НЕОПЛАТОНИЗМА)
Аристотель (основатель Ликея - перипатетиче-
Ской школы) 3 8 4 - 3 2 2 гг. до н. э.
Платон - учитель, А. Македонский - ученик.
Основоположник формальной логики. Создал понятий-
Ный аппарат, который до сих пор используется в лек-
Сиконе философии и в стиле научного мышления.
Метафизика содержит основные принципы бытия:
Мир - совокупность субстанций, сочетание материи
И формы, эйдоса; вещь имеет четыре причины: сущность
(форму), материю (субстрат), действие (начало движе-
|
|
Ния) и цель. Энтелехия - возможность и осуществле-
Ние, форма и материя, действующая причина и цель.
Внутренне движущие силы вещей - идеи (формы, эйдо-
Сы). Источник движения и изменчивого бытия - вечный
и неподвижный ≪ум≫ (нус) - перводвигатель.
Ступени природы: неорганический мир - расте-
Ние - животное - человек. Ум выделяет человека. Эти-
Ка: главное - умеренность (метриопатия), разумное
Поведение. Человек - существо общественное. Идеаль-
Ные формы государства - монархия, аристократия, уме-
Ренная демократия (политика). Наихудшие - тирания,
Олигархия, охлократия. Суть искусства - подражание
(мимесис); цель трагедии - очищение духа (катарсис).
Ранний эллинизм.
Кинизм (сократическая школа). Представители:
Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Идеал -
Безграничная духовная свобода индивида. Демонстра-
Тивно-пренебрежительное отношение к социальным
Институтам, обычаям и установлениям культуры. Эти идеи
Повлияли на стоицизм.
Стоицизм, III в. до н. э. - III в. н. э. Представи-
Тели: Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп,
Плутарх, Цицерон, Сенека. Возрождение учения Ге-
\/раютигаоб огне-логосе: мир - живой организм, прони-
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Средневековая философия принадлежит эпохе фео-
Дализма (V-XV вв.) и христианству. Проблемы фило- -
софии определяются принципами ≪откровения≫ и ≪еди-
нобожия≫, монотеизма и теоцентризма, т. е. религией.
Большинство ученых из духовенства; очаги культуры,
|
|
Науки и образования - монастыри.
Основные проблемы средневековой философии:
Мир сотворен Богом или существует от
Века.
Постижимы ли воля Бога и сотворенный им
Мир.
Каковы место человека в мире и его роль
В истории сквозь призму спасения души.