Ведущая наука - механика (о движении тел), сыграв-
Шая огромное методологическое значение в формиро-
Вании философско-мировоззренческих взглядов XVII в.
Философия связана с социальной почвой не толь-
Ко через естествознание, но и через религиозное
Мировоззрение, государственную идеологию. Ученые
обращались к Божественному всемогуществу, ≪перво-
толчку≫, ≪мировому разуму≫. Соотношение материа-
Лизма и идеализма, теизма и атеизма не являет-
ся жесткой альтернативой ≪или... или≫. Философия
Согласовывает естественно-научную картину мира
С существованием трансцендентной личности - де-
изм, концепция ≪двух истин≫ - ≪божественной≫
и ≪природной≫. С новой силой начинается полеми-
Ка: чем является основа подлинного знания - разум
У или опыт?
УЧЕНИЯ Ф. БЭКОНА И Р. ДЕКАРТА
Новое время продолжило за Возрождением фор-
Мировать иное отношение к природе и духовному миру
|
|
Человека. Духовный облик эпохи - расширение ин-
Теллектуального мира личности - выразился в фило-
Софских системах английского мыслителя Фрэнси-
Са Бэкона (1561 —1626) и французского ученого
И философа Рене Декарта (1596-1650). Они с раз-
Ных ценностно-мировоззренческих позиций разрабо-
Тали свои философские концепции, ядром которых
Стала методология. Для обоих наука - высшая цен-
Ность, основа надежды, символ всемогущества че-
Ловеческого разума, воплощаемого в технике. А тех-
Ника расширяет возможности научного познания
Природы. Оба провозгласили главные принципы фи-
лософии Нового времени (≪знание - сила≫ Ф.Бэкон).
Знание, наука для Ф. Бекона - мощный инструмент
Социальных изменений. Он отстаивал самоценность
Научного и философского методов, ослабив традици-
Онно сильную связь между философией и теологией.
Новый подход к природе доказывал, что ≪ни голая
Рука, ни предоставленный самому себе разум не име-
ют большой силы≫. Знание и могущество человека сов-
Падают, поскольку незнание причины затрудняет
Действие.
Тезис методологии Ф. Бэкона: природа побеж-
Дается только подчинением ей.
Истинное знание достигается познанием причин,
Среди которых материальные, действующие, формаль-
Ные и конечные.
Физика исследует материальные и действующие
причины:
Наука идет дальше и вскрывает глубинные фор-
мальные причины;
X?) теология занимается конечными причинами.
Ф. Бэкон критикует схоластику, которая, сосредо-
|
|
Точив внимание на изучении силлогизмов самих по
Себе, занималась формальным выведением одних
Положений из других.