Периментально-математическом методе познания

Ведущая наука - механика (о движении тел), сыграв-

Шая огромное методологическое значение в формиро-

Вании философско-мировоззренческих взглядов XVII в.

Философия связана с социальной почвой не толь-

Ко через естествознание, но и через религиозное

Мировоззрение, государственную идеологию. Ученые

обращались к Божественному всемогуществу, ≪перво-

толчку≫, ≪мировому разуму≫. Соотношение материа-

Лизма и идеализма, теизма и атеизма не являет-

ся жесткой альтернативой ≪или... или≫. Философия

Согласовывает естественно-научную картину мира

С существованием трансцендентной личности - де-

изм, концепция ≪двух истин≫ - ≪божественной≫

и ≪природной≫. С новой силой начинается полеми-

Ка: чем является основа подлинного знания - разум

У или опыт?

УЧЕНИЯ Ф. БЭКОНА И Р. ДЕКАРТА

Новое время продолжило за Возрождением фор-

Мировать иное отношение к природе и духовному миру

Человека. Духовный облик эпохи - расширение ин-

Теллектуального мира личности - выразился в фило-

Софских системах английского мыслителя Фрэнси-

Са Бэкона (1561 —1626) и французского ученого

И философа Рене Декарта (1596-1650). Они с раз-

Ных ценностно-мировоззренческих позиций разрабо-

Тали свои философские концепции, ядром которых

Стала методология. Для обоих наука - высшая цен-

Ность, основа надежды, символ всемогущества че-

Ловеческого разума, воплощаемого в технике. А тех-

Ника расширяет возможности научного познания

Природы. Оба провозгласили главные принципы фи-

лософии Нового времени (≪знание - сила≫ Ф.Бэкон).

Знание, наука для Ф. Бекона - мощный инструмент

Социальных изменений. Он отстаивал самоценность

Научного и философского методов, ослабив традици-

Онно сильную связь между философией и теологией.

Новый подход к природе доказывал, что ≪ни голая

Рука, ни предоставленный самому себе разум не име-

ют большой силы≫. Знание и могущество человека сов-

Падают, поскольку незнание причины затрудняет

Действие.

Тезис методологии Ф. Бэкона: природа побеж-

Дается только подчинением ей.

Истинное знание достигается познанием причин,

Среди которых материальные, действующие, формаль-

Ные и конечные.

Физика исследует материальные и действующие

причины:

Наука идет дальше и вскрывает глубинные фор-

мальные причины;

X?) теология занимается конечными причинами.

Ф. Бэкон критикует схоластику, которая, сосредо-

Точив внимание на изучении силлогизмов самих по

Себе, занималась формальным выведением одних

Положений из других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: