Особенности военной подготовки студентов в условиях проводимой военной реформы

Обучение студентов военному делу в передовых вузах ряда зарубежных стран, как одна из форм подготовки военных кадров, зародилась во второй половине 19 века. Некоторые ее проявления имели место и в университетах царской России. Однако в массовом порядке военная подготовка студентов была внедрена в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века. Свыше 80 лет существуют военные кафедры и факультеты военного обучения при МВТУ им. Баумана, МАИ, Московском энергетическом университете, МГУ и других старейших вузах страны.

В 2006 – 2008 гг. произошло существенное сокращение количества военных кафедр при гражданских вузах Российской Федерации. Военная подготовка сохранена только в престижных университетах и ведется, в соответствии с федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», в добровольном порядке. Выпускники военных кафедр в мирное время в Вооруженные Силы не призываются, как это было ранее.

Начавшаяся в нашей стране в октябре 2008 года военная реформа затронула все направления военного строительства, в том числе и систему подготовки военных кадров. Значительно сократилось количество военных вузов, в течение 3-х лет не проводился набор курсантов в военные училища, в 2012 - 2014 годах в 2-3 раза сокращен набор студентов на военные кафедры гражданских вузов. В 2015-2017 гг. прогнозируется большой некомплект офицеров для замещения первичных должностей (лейтенантов, старших лейтенантов).

В Государственную Думу внесены проекты федеральных законов «О воинской обязанности», «О военной службе», «О статусе военнослужащих». Очевидно, эти проекты будут рассмотрены и приняты в качестве федеральных законов в 2014-2015гг. Не исключено, что применительно к первым результатам проведенной военной реформы могут быть изменены их принципиальные положения.

Служба в запасе также претерпевает существенные изменения. Принятый 30 декабря 2012 года федеральный закон № 228-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва» (его еще называют законом «О резервистах») разделил запас Вооруженных Сил РФ на две части: мобилизационный людской резерв и мобилизационный людской ресурс.

С учетом изложенного можно сформулировать ряд особенностей в военной подготовке студентов, вытекающих из результатов проведенной в стране военной реформы и вероятных изменений в пакете военных законов:

1. Возрастание вероятности призыва выпускников военных кафедр для прохождения военной службы в войсках потребует повысить практическую направленность военной подготовки, больше внимания уделять вопросам выполнения конкретных действий и обязанностей по военно-учетной специальности, в полной мере реализовывать принцип «Учить тому, что необходимо на войне». Это неизбежно приведет к повышению интенсивности каждого занятия и военной подготовки в целом, возрастанию взаимной ответственности: преподавателей – за качество проведения занятий, их результативность, а студентов – за глубину усвоения знаний и получение практических навыков, которые могут быть востребованы в ближайшей перспективе.

2. Возрастание роли и значимости морально-психологической подготовки студентов, направленной на формирование в сознании каждого будущего офицера, сержанта и солдата необходимости выполнить долг перед Родиной не только в военное, но и в мирное время, готовности пожертвовать личными, семейными благами и карьерным ростом ради служения Отечеству. Каждый студент, как будущий офицер, сержант или рядовой должен быть готов и к службе в резерве, сущность и содержание которой может в ближайшее время измениться, и к службе по контракту в Вооруженных Силах по полученной военно-учетной специальности.

3. Начало (с сентября 2014 г.) обучения сержантов и солдат запаса повысит состязательность в учёбе, вовлечёт в военную подготовку тысячи студентов НИУ ВШЭ и создаст таким образом в университете специфическую военную среду.

Эти и другие особенности будут накладывать отпечаток не только на организацию учебного процесса и воспитательной работы. Они должны заставить каждого студента задуматься в правильности своего выбора и принятого решения стать защитником Отечества. И если после такой собственной проверки появится хоть малейшее сомнение, то нужно проявить мужество и прекратить обучение на военной кафедре, не подписывать предлагаемый Министерством обороны договор. Это место займет другой студент, которому такие условия подходят. Честность в мыслях и поступках всегда была отличительной чертой российского офицера, сержанта и солдата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: