Конституционные принципы духовно-культурной жизни общества. 9 страница

Неполная продолжительность рабочего времени. Неполный рабо-чий день или неполная рабочая неделя устанавливаются по соглашению между работником и нанимателем как при приеме на работу, так и впо-следствии (ст. 118 ТК РБ).

Необходимо отметить важные признаки неполного рабочего време-ни, позволяющие отличить его от рассмотренного выше сокращенного ра-бочего времени (табл. 1).

Таблица 1 Отличия неполного рабочего времени от сокращенного рабочего времени

Неполное рабочее время Сокращенное рабочее время
1. Устанавливается по соглашению сторон 1. Устанавливается в случаях, предусмот-ренных законодательством
2. Нормы выработки или нормы нагрузки рассчитываются на ту продолжительность, которая определена в соглашении сторон 2. Нормы выработки или нормы нагрузки устанавливаются в общем порядке
3. Оплата труда производится пропорцио-нально отработанному времени или в за-висимости от нормы выработки 3. Оплата труда производится как за пол-ное рабочее время

Следует обратить внимание, что трудовое законодательство устанав-ливает перечень категорий работников, для которых наниматель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю (ст. 289 ТК РБ).

Работа, выполненная работником по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной для него продолжительно-сти рабочего времени, считается сверхурочной и компенсируется оплатой в повышенном размере (стст. 119, 69 ТК РБ). При этом законодательство устанавливает категории работников, которые не допускаются к сверхуроч-ным работам (ст. 120 ТК РБ). Кроме того, законодатель определяет необхо-димым условием привлечения к сверхурочным работам получение согласия на это работника (ст. 120 ТК РБ), за исключением исчерпывающего перечня случаев, данного в ст. 121 Трудового кодекса Республики Беларусь.

При изучении вопроса нельзя обойти вниманием и такой особый ре-жим рабочего времени, как ненормированный рабочий день, при котором допускается выполнение работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени, как правило, без доплаты или компенсации отгулом (ст. 158 ТК РБ). Такой режим работы устанавливается для определенных кате-горий работников (руководителей юридических лиц, их заместителей, главных специалистов и др.), перечень которых утверждается Правитель-ством Республики Беларусь или уполномоченными им органами. За такую работу предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью до 14 календарных дней.

Регулирование времени отдыха. Право граждан на отдых закреп-лено в ст. 43 Конституции РБ, которая также определяет юридические га-рантии его осуществления.

Временем отдыха можно считать установленные законом периоды, в течение которых работники подлежат освобождению от выполнения своих трудовых обязанностей и могут использовать их по своему усмотрению.

Трудовой кодекс РБ различает следующие виды времени на отдых:

– перерывы в течение рабочего дня;

– ежедневные перерывы;

– еженедельные выходные дни;

– праздничные дни;

– трудовые отпуска.

Перерывы в течение рабочего дня. Порядок предоставления переры-вов в течение рабочего дня урегулирован Трудовым кодексом Республики Беларусь (например, стст. 134 – 135).


Работникам в течение рабочего дня предоставляется перерыв для отдыха и питания (так называемый обеденный перерыв) (ст. 134 ТК РБ), который работник может использовать по своему усмотрению. Закон оп-ределяет минимальную и максимальную продолжительность такого пере-рыва – не менее 20 минут и не более 2 часов. Конкретная продолжитель-ность, время начала и окончания перерыва определяются в ПВТР. Данный перерыв не включается в рабочее время и не оплачивается.

На непрерывных производствах время для приема пищи предостав-ляется по правилам ст. 134 ч. 3 Трудового кодекса РБ. Необходимо отме-тить, что это время отвлечения работника от работы включается в рабочее время и оплачивается.

Кроме обеденного перерыва, в течение рабочего дня отдельным ка-тегориям работников наниматель обязан предоставить дополнительные специальные перерывы, которые также включаются в рабочее время и подлежат оплате (ст. 135 ТК РБ). Например, женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет для кормления ребенка (ст. 267 ТК РБ).

Ежедневные перерывы. После окончания рабочего дня каждому ра-ботнику должен быть обеспечен отдых определенной продолжительности. Ежедневный перерыв – это перерыв в работе между окончанием работы и началом ее в следующий день. Длительность ежедневного перерыва зави-сит от продолжительности рабочей смены и режима работы.

Еженедельные выходные дни. Порядок предоставления работнику выходных дней определен ст. 136 – 146 ТК РБ.

Выходные дни – это дни еженедельного отдыха. Количество выходных дней зависит от вида рабочей недели: при пятидневной рабочей неделе пре-доставляются два выходных дня, при шестидневной – один (ст. 136 ТК РБ).

При изучении порядка предоставления выходных дней необходимо обратить внимание на особенности привлечения работника к работе в вы-ходные дни (стст. 142 – 146 ТК РБ), в частности, на порядок компенсации за такую работу.

Праздничные дни. Работа не производится в государственные празд-ники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом РБ нерабочими. Это положение, а также порядок привлечения к работе в праздничные дни закреплены в стст. 147, 148 Трудового кодекса Респуб-лики Беларусь. При этом не следует забывать, что перечень оснований, ко-гда допускается работа в праздничные дни, зафиксированный в ст. 147 Трудового кодекса Республики Беларусь, является исчерпывающим, и расширительному толкованию не подлежит.


Трудовые отпуска. Предоставление трудовых отпусков – одна из важных гарантий права граждан на отдых.

Понятие отпуска, виды отпусков и порядок их предоставления за-креплены в гл. 12 Трудового кодекса РБ. При этом необходимо отметить, что трудовые отпуска законодатель отличает от социальных отпусков (табл. 2).

Таблица 2 Отличия трудового отпуска от отпуска социального


           
 
     

 

Трудовой отпуск

1. Цель предоставления – предназначен для отдыха и восстановления работоспо-собности, укрепления здоровья и иных личных потребностей работников (ст. 153 ТК РБ)

2. На время отпуска сохраняется прежняя работа и средний заработок (ст. 153 ТК РБ)

3. Право на отпуск зависит от продолжи-тельности, места и вида работы (стст. 153, 156 – 159 ТК РБ)

4. Предоставляется за работу в течение го-да (т. е. за рабочий год)

5. При неиспользовании отпуска он может быть перенесен на следующий рабочий год или заменен денежной компенсацией (стст. 161, 170 ТК РБ).

6. Виды:

- основной минимальный отпуск;

- основной удлиненный отпуск;

- дополнительные отпуска (ст. ТК РБ)


Социальный отпуск

1. Цель предоставления – создание благо-приятных условий для материнства, ухода за детьми, образования без отрыва от про-изводства, удовлетворения семейно-бытовых потребностей и другие социаль-ные цели (ст. 183 ТК РБ)

2. На время отпуска сохраняется прежняя работа. Заработная плата сохраняется толь-ко в случаях, предусмотренных ТК или коллективным договором (ст. 183 ТК РБ)

3. Право на отпуск не зависит от продол-
жительности, места и вида работы (ст. 183
ТК РБ)

4. Предоставляется за тот календарный
год, в котором работник имеет на него
право (ст. 183 ТК РБ)

5. При неиспользовании отпуска в текущем календарном году он не переносится на следующий рабочий год и не заменяется денежной компенсацией (ст. 183 ТК РБ)

6. Виды:

- по беременности и родам;

- по уходу за детьми;

- в связи с обучением без отрыва от
производства;

- в связи с катастрофой на ЧАЭС;

- творческие;

- по уважительным причинам личного и
семейного характера



Минимальная продолжительность трудового отпуска, обязательная для всех нанимателей, закреплена в ст. 155 Трудового кодекса РБ и состав-ляет 21 календарный день.

Основной удлиненный отпуск предоставляется тем категориям ра-ботников, перечень которых дан в ст. 156 Трудового кодекса РБ. Продол-жительность основного удлиненного отпуска дифференцируется в данном случае с учетом сферы трудовой деятельности (например, для работников научных организаций – от 28 до 56 календарных дней), состояния здоровья (работникам, признанным инвалидами – 30 календарных дней), возраста (работникам моложе 18 лет – 30 календарных дней) либо пола (женщинам, работающим в сельской местности, – не менее 28 календарных дней).

Многие работники имеют право на дополнительные отпуска. Такие отпуска предоставляются:

- за работу с вредными условиями труда (ст. 157 ТК РБ);

- за работу с ненормированным рабочим днем (ст. 158 ТК РБ);

- за продолжительный стаж работы в одной организации (ст. 159 ТК РБ);

- в качестве поощрения в случаях, предусмотренных локальными нормативными актами или трудовым договором (ст. 160 ТК РБ).

Необходимо отметить, что предоставление трудового отпуска за первый рабочий год имеет свои особенности, закрепленные в ст. 166 Тру-дового кодекса Республики Беларусь. Кроме того, при изучении порядка предоставления отпусков необходимо обратить внимание на то, что нани-матель имеет право сократить продолжительность трудового отпуска за прогул без уважительной причины на количество дней прогула (ст. 181 ТК РБ). Однако эта мера воздействия на работника не является дисциплинар-ным взысканием.

План семинарского занятия

1. Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха.

2. Понятие рабочего времени, его нормальной и неполной продол-жительности.

3. Полная и сокращенная норма рабочего времени.

4. Неполное рабочее время и его отличия от сокращенного рабочего времени.

5. Сверхурочная работа: порядок привлечения, компенсация.


6. Ненормированный рабочий день: понятие, сфера применения, компенсация.

7. Понятие времени отдыха, его виды.

8. Порядок предоставления перерывов в течение рабочего дня и ежедневных перерывов.

9. Порядок предоставления еженедельных выходных дней и исполь-зования праздничных дней.

10.Понятие и порядок предоставления трудовых отпусков.

Вопросы для самопроверки

1. Какие нормативные правовые акты регулируют вопросы рабоче-го времени и времени отдыха?

2. Что называется рабочим временем по трудовому праву?

3. Какие виды рабочего времени различает трудовое законодательство?

4. Что такое нормальная продолжительность рабочего времени?

5. Что такое полная и сокращенная норма рабочего времени?

6. Чем отличается неполное рабочее время от сокращенного рабоче-го времени?

7. Каким категориям работников наниматель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю?

8. Что такое сверхурочная работа?

9. Какие гарантии и компенсации устанавливаются при сверхуроч-ной работе?

10. Какие категории работников не допускаются к сверхурочным работам?

11. Что такое ненормированный рабочий день?

12. Что такое время отдыха?

13. Какие виды времени отдыха различает трудовое законодательство?

14. Каков порядок предоставления перерывов в течение рабочего дня?

15. Каким категориям работников предоставляются дополнительные специальные перерывы?

16. Каков порядок предоставления еженедельных выходных дней?

17. Каков порядок привлечения работников к работе в выходные дни?

18. Какие дни в Республике Беларусь установлены и объявлены государственными праздниками и праздничными?

19. Каков порядок привлечения работников к работе в праздничные дни?

20. Что такое трудовой отпуск?


21. В чем отличие трудового отпуска от социального?

22. Какие виды трудовых отпусков установлены трудовым законода-тельством?

23. Каков порядок предоставления основного минимального отпуска?

24. Какие категории работников имеют право на основной удлинен-ный отпуск?

25. Какие категории работников имеют право на дополнительный отпуск?

Задачи

1. В связи с переездом на новую квартиру Иванова попросила своего
руководителя предоставить ей трехдневный отпуск за своей счет. Однако
руководитель отказался это сделать, мотивировав это тем, что причина по-
кинуть в «горячее» время коллектив не является достаточно веской.

Правомерен ли отказ руководителя предоставить Ивановой отпуск за свой счет?

2. Ковалева работает продавцом в магазине с круглосуточным режи-
мом работы. В связи с рождением дочери с мая 2000 г. она находилась в
отпуске по уходу за ребенком. На работу вышла раньше, чем дочери ис-
полнилось 3 года – в ноябре 2001 г. Работает только в дневную смену.
В связи с тем, что работа в ночное время является более высокооплачивае-
мой, Ковалева обратилась к заведующему магазином с заявлением с
просьбой разрешить ей работу ночью. Заведующий магазином в просьбе
Ковалевой отказал.

Оцените правомерность отказа в удовлетворении заявления.

3. По графику работ цеха № 007 РУП «Химик» работникам цеха пре-
доставляется перерыв для отдыха и питания 2 часа. Однако специфика ра-
боты некоторых рабочих такова, что они должны находиться в это время
на рабочем месте, так как замены им нет. При этом в рабочее время это
вынужденное нахождение на рабочем месте не включается.

Оцените положение с точки зрения трудового законодательства.

4. Собакин пожелал заменить свой ежегодный трудовой отпуск де-
нежной компенсацией. Наниматель в этом отказал.

Оцените правомерность отказа нанимателя.


5. Отпуск рабочего Сидорова по графику отпусков начинался с 10
июля. 7 июля Сидоров обратился за средним заработком за время отпуска,
однако в бухгалтерии ему сообщили, что в связи с финансовыми пробле-
мами на предприятии отпускные ему будут выплачены 5 августа.

Каков порядок выплаты среднего заработка за время трудового отпуска? Какие права имеет работник в случае задержки такой выплаты?

6. Руководитель фирмы обязал технического работника отдела рек-
ламы Коноплева работать в воскресенье в связи с тем, что необходимо в
максимально сжатые сроки предоставить учредителям результаты реклам-
ной компании, заявив при этом, что в случае отказа Коноплева будет ре-
шаться вопрос о его увольнении.

Является ли привлечение Коноплева к работе в выходной день закон-ным и обоснованным?

Будет ли увольнение Коноплева при отказе работать в выходной день законным?

Литература

1. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Под общ. ред. Г.А. Василевича. – Мн.: Амалфея, 2000.

2. Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и до-полнениями от 24 ноября 1996 г. – Мн., 1997.

3. О государственных праздниках и праздничных днях в Республике Беларусь: Указ Президента РБ от 26 марта 1998 г. № 157 по состоянию на 19.07.2001 г. // Звязда. – 1998. – № 71.

4. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отно-шений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины: Декрет Президента РБ от 26 июля 1999 г. № 29 // Национальный реестр правовых актов. – 1999. – № 58.

5. О порядке предоставления и суммирования трудовых отпусков: Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 22 сентября 2000 г. // Национальный реестр правовых актов. – 2000. – № 93.

6. О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и пре-доставление других социальных гарантий: Решение Высшего Совета Сооб-щества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 // Российская газета. – 1996. – № 76.


7. Об установлении основных удлиненных отпусков работникам об-разования: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 июня 2000 г. № 25 с изменениями и дополнениями от 16.02.2001 г. // Национальный реестр правовых актов. – 2000. – № 63.

8. Об утверждении порядка предоставления и суммирования трудовых отпусков: Постановление Совета Министров РБ от 27 июля 2000 г. № 1154 с изменениями и дополнениями от 5 января 2001 г. // Национальный реестр правовых актов. – 2000. – № 73.

9. Перечень отраслей, производств, работ, профессий и должностей, условий предоставления и продолжительности отпуска за продолжитель-ный стаж работы: Постановление Министерства труда Республики Бела-русь от 14 апреля 2000 г. № 61 с изменениями и дополнениями от 29.11.2000 г. // Национальный реестр правовых актов. – 2000. – № 53.

10.Перечень работников с ненормированным рабочим днем системы Министерства образования Республики Беларусь: Постановление Мини-стерства образования РБ от 30 мая 2000 г. № 21 // Национальный реестр правовых актов. – 2000. – № 58.

11.Порядок применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа на которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск: Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 20 марта 1995 г. № 28 с изменениями от 5 января 2000 г. // Бюллетень нор-мативно-правовой информации. – 1995. – № 7.

12.Разъяснение об отпусках работающим по совместительству: Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 26 октября 1998 г. № 88 // Бюллетень Министерства труда Республики Беларусь. – 1998. – № 11.

13.Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа на которых дает право на сокращенную продол-жительность рабочего времени и дополнительный отпуск: Постановление Госкомтруда РБ от 29 июля 1994 г. № 89 (с изменениями и дополнениями). – Сборник нормативных актов о труде Республики Беларусь: В 8 т. Т. 2. – Мн.: Амалфея, 1997.

14.Типовые правила внутреннего трудового распорядка: Постанов-ление Госкомтруда РБ от 5 апреля 2000 г. № 46. // НРПА. – 2000. – № 46.

15.Трудовое и социальное право / Под ред. В.И. Семенкова. – Мн.: Амалфея, 1999.


16.Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой предста-вителей 08.06.1999 г. – Мн.: ИПА «Регистр», 1999.

17.Условия и порядок исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с обучением) отпусков, выплаты денежной компенсации за неиспользо-ванный трудовой отпуск и в других случаях, предусмотренных законода-тельством, а также перечня выплат, учитываемых при исчислении средне-го заработка: Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47 с изменениями и дополнениями от 13.12.2000 г. // НРПА. – 2000. – № 44.


ТЕМА 16. ОПЛАТА ТРУДА

Конституция Республики Беларусь гарантирует наемным работникам справедливое вознаграждение за труд в соответствии с количеством, каче-ством, общественным значением не ниже уровня, обеспечивающего работ-нику и его семье свободное и достойное существование (ст. 42). Вступив-ший в силу 01.01.2000 г. Трудовой кодекс Республики Беларусь также га-рантирует работнику это право (п. 5 ст. 11) и указывает на обязанность на-нимателей ознакомить работника при приеме на работу с условиями опла-ты труда (п. 2 ст. 54.), а впоследствии выдавать заработную плату (ЗП) в сроки и в размерах, установленных законодательством, коллективным до-говором, соглашением или трудовым договором (п. 4 ст. 55).

При изучении данной темы необходимо выяснить признаки заработ-ной платы, знать ее отличие от иных форм вознаграждения за труд, необ-ходимо выяснить отличие заработной платы от гарантийных и компенса-ционных выплат, а также изучить основные составляющие ее элементы.

В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РБ заработная плата (ЗП) – это совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных едини-цах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить ра-ботнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, вклю-чаемые в рабочее время. Виды выплат, включаемых в ЗП, определены в ст. 85 Трудового кодекса РБ и в Приложении № 2 к постановлению Мини-стерства труда № 47 от 01.04.2000 г.

Особое внимание необходимо обратить на следующие признаки ЗП:

1) это стоимостное выражение «живого, а не овеществленного тру-да», которое зависит от личного трудового вклада и от конечных результа-тов работы трудового коллектива;

2) это основной источник дохода работников и средство материаль-ного стимулирования повышения эффективности производства.

По своей правовой организации и условиям налогообложения ЗП не-обходимо отличать от других форм вознаграждения за труд. В связи с этим необходимо упомянуть о механизме формирования ЗП:

1) во внебюджетной сфере (производственной) ЗП должна быть за-работана трудовым коллективом, а ее источником является прибыль пред-приятия (гл. 17 Закона о предприятиях);


2) в бюджетной сфере оплата труда производится за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда, а также за счет дополни-тельных доходов от предпринимательской деятельности организации.

По данной проблеме особый интерес вызывают методы правового регулирования заработной платы:

1) государственные гарантии в области оплаты труда, т. е. уста-новленные государством важнейшие исходные положения и нормативы, обеспечивающие единство в важнейших вопросах оплаты труда (полный перечень этих гарантий содержится в ст. 56 ТК РБ, а его расшифровка дает-ся в других статьях Трудового кодекса РБ, в декретах, указах Президента, в законах, постановлениях Минтруда и социальной защиты, Министерства финансов, постановлениях Совета Министров и других нормативных актах Республики Беларусь);

2) локальные гарантии, т. е. регулирование вопросов ЗП в коллектив-ных договорах, тарифных соглашениях, индивидуальных трудовых догово-рах с нанимателем (п. 3 ч. 2 ст. 360, пп. 2, 3 ч. 2. ст. 364, п. 7 ч. 2 ст. 19 ТК РБ).

Необходимо обратить внимание на то, что на современном этапе сфера договорного регулирования расширилась, так как тарифные ставки, оклады, премии, надбавки, доплаты устанавливаются нанимателем на ос-новании коллективного договора (соглашения).

Для организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, государственные нормативы ЗП обяза-тельны (стст. 59, 60, 61, 63 ТК РБ), а для остальных нанимателей такие нормативы являются ориентирами и учитываются при заключении догово-ров и соглашений.

В качестве одной из государственных гарантий в области оплаты труда предусмотрена минимальная заработная плата (МЗП), которая яв-ляется низшей гарантией оплаты труда, обязательной для всех нанимате-лей, которая будет индексироваться по мере роста цен, как и доход населе-ния (раньше эту функцию выполняла тарифная ставка 1-го разряда). Раз-мер МЗП устанавливается Советом Министров в соотношении с прожи-точным минимумом и минимальным потребительским бюджетом (ст. 59 ТК РБ и Декрет Президента № 3 от 15.02.2002 г.). В коллективном догово-ре (соглашении) может быть предусмотрен более высокий размер МЗП, чем государственный.

Для поддержания уровня ЗП, возмещения потерь, вызванных инфля-цией, государство предусмотрело такую гарантию, как индексация. Разли-чают в законодательстве индексацию своевременно выплаченной и задер-


жанной ЗП, а также возможен единовременный пересмотр размеров оплаты труда (ст. 58 ТК РБ, Закон «Об индексации доходов населения с учетом ин-фляции» от 16.06.2000 г., Инструкция «О порядке индексации доходов на-селения в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги» Мини-стерства труда от 18.03.1999 г. № 25 с изменениями и дополнениями).

Основой государственного регулирования ЗП является тарифная система оплаты труда рабочих, служащих ИТР (это заранее установлен-ные правила и нормативы, которыми руководствуются как бюджетные ор-ганизации, так и другие наниматели, так как с их помощью осуществляется дифференциация и регулирование размеров ЗП различных групп и катего-рий работников в зависимости от тяжести, сложности, интенсивности тру-да и уровня квалификации, а также особенностей видов работ, произ-водств, отраслей). Необходимо обратить внимание на стст. 60, 61 Трудово-го кодекса РБ, где дается характеристика Республиканских тарифов оп-латы труда (тарифных ставок и должностных окладов), которые являются минимальными гарантиями размера оплаты труда, обязательными для всех нанимателей; устанавливаются Правительством РБ исходя из тарифной ставки 1-го разряда и коэффициента Единой тарифной сетки (ЕТС).

Таким образом, тарифная система состоит из следующих элементов (Постановление Министерства труда № 6 от 21.01.2000 г.):

1) тарифные сетки (совокупность квалификационных разрядов и со-ответствующих им тарифных коэффициентов, с помощью которых опре-деляется размер тарифной ставки (оклада) (Постановление Министерства труда от 20.09.2002 г. № 183, которым утверждены рекомендации о при-менении ЕТС);

2) тарифные ставки, должностные оклады, которые рассчитываются путем умножения соответствующего коэффициента Единой тарифной сетки РБ на тарифную ставку 1-го разряда. Важно упомянуть в этой связи о том, что в бюджетной сфере тарифная ставка 1-го разряда устанавливается пра-вительством, размер тарифных ставок (окладов) определяется правительст-вом или уполномоченным органом (Постановления Министерства труда № 133 от 18.10.1999 г., № 96 от 19.09.2001 г., а также периодические Поста-новления Совета Министров. «О повышении размера МЗП и тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда работников бюджетной сферы»). Дру-гие субъекты хозяйствования могут определять самостоятельно размер та-рифных ставок (окладов) в коллективном договоре, соглашении (ст. 61 ТК РБ, а также Постановление Министерства Труда № 10 от 22.01.1999 г., Указ Президента № 92 от 27.02.1995 г., Постановление Совета Министров № 460 от 04.04.2000 г. и др.) в зависимости от эффективности хозяйствования;


3) тарификация работников по ЕТС производится на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий (ЕТКС), Квалификационного справочника должностей руководителей, специали-стов и служащих (КСД) с учетом отраслевых положений. Единый тариф-но-квалификационный справочник работ и профессий, КСД содержат ква-лификационные характеристики и требования в отношении знаний, уме-ний и ответственности работников, характеристики различных произ-водств, а также должностные обязанности. Такая процедура присвоения разряда осуществляется по рекомендации тарифно-квалификационной ко-миссии нанимателем и заносится после оформления приказа в трудовую книжку. При этом если работник не менее 3-х месяцев выполнял работу более высокой квалификации, он имеет право требовать от нанимателя присвоения ему более высокой квалификации.

Квалификация отдельных профессий осуществляется при помощи присвоения работнику класса или отнесения к определенной категории по рекомендации аттестационной комиссии, нанимателем по специально ус-тановленным правилам. Таким нетарифицируемым работникам (руководи-телям государственных предприятий, работникам органов госуправления, высококвалифицированным работникам, работникам, занятым на особо важных и ответственных работах, в высших государственных органах) ус-танавливаются оклады, размер которых определяется при умножении та-рифной ставки 1-го разряда на кратные размеры этой ставки.

С 1.12.2002 г. введены новые правила оплаты труда работников гос-управления (Указ Президента от 24.12.2002 г. № 621, Постановление Ми-нистерства труда и социальной защиты от 30.12.2002 г.).

При рассмотрении тарифной системы необходимо обратить внима-ние на то, что ЕТС для всех нанимателей имеет одинаковое соотношение коэффициентов, но для внебюджетной сферы ЕТС обязательна только для дифференцированной оплаты труда. Помимо этого, ЕТС и тарифные став-ки (оклады) – это основа формирования ЗП и выступают в качестве оплаты за выполненную норму труда в нормальных условиях.

В одностороннем порядке ставка (оклад) не может быть снижена на-нимателем, так как это обязательное условие трудового договора, которое без согласия работника не может изменяться.

Основные показатели, по которым определяется размер оплаты тру-да, – это рабочее время, в течение которого работник занят производитель-ным трудом (норма времени) или количество изготовленной продукции, выполненной работы (норма выработки, нормированное задание, норма обслуживания, численности).


Этим нормам труда посвящена гл. 8 Трудового кодекса РБ, где регу-лируется порядок их установления, замены, пересмотра, и где устанавли-вается обязанность нанимателя обеспечить нормальные условия для вы-полнения норм труда (стст. 86 – 89 ТК РБ).

Исходя из этих нормативов, различают 2 формы оплаты труда (как способы зависимости размера ЗП от затраченного труда):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: